Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Бабынинский район
Бабынинский р-н, Калужская обл.
БАБЫНИНО, поселок
ВОКЗАЛ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ, кон. 19 в. (?), серед. 20 в.
Редкий сохранившийся пример небольшого железнодорожного вокзала, образованного из двух разновременных частей и сочетающий в наружном убранстве формы эклектики и неоклассицизма.
Расположен в южной части поселка на ровном рельефе.
Строительство ветки Москва-Брянск Московско-Киево-Воронежской железной дороги «МКВ ЖД» (1893-1912) началось в 1897 г. Линия дороги прошла в полутора километрах к северо-западу от старинного села Бабынино (см. статью Усадьба Бабынино), по имени которого была названа образованная здесь железнодорожная станция. Первый пассажирский поезд прошёл через станцию Бабынино 1 июля 1899 г. К этому времени при станции было выстроено несколько домов для служащих. По данным Калуж. энциклопедии здесь же располагалась торговая площадь, два постоялых двора. В 1920 г. на станции Бабынино числилось 12 дворов, 35 жителей; в посёлке Бабынино – 18 дворов, 106 жителей. Районным центром посёлок Бабынино стал при образовании нового Бабынинского района 11.08.1929 г., который с 1930 г. входил в Московскую обл., с 1937 г. – в Тульскую обл., с 05.07.1944 г. – в составе Калужской обл. С 8 октября по 31 декабря 1941 г. был оккупирован фашистами; освобожден воинами 217 дивизии под командованием генерал-майора К.П. Трубникова. Большинство первоначальных построек станции не сохр.
Существующее кирпичное и окрашенное по штукатурке здание вокзала, Т-образное в плане, судя по различиям фасадного убранства, соединяет две разновременные одноэтажные прямоугольные части под двускатными крышами. С запада расположен корпус кон. 19 в. в формах эклектики – недлинный прямоугольный объем, вытянутый с севера на юг. К последнему с востока примыкает поставленный параллельно путям, вытянутый с запада на восток, более протяженный основной корпус 1940-х гг. в скромных формах неоклассицизма. Северный и южный продольные фасады вокзала имеют по 10 осей проемов. Углы объемов украшены рустованными лопатками; высокие прямоугольные оконные и дверные проемы отмечены рамочными наличниками и поднятыми над перемычками горизонтальными сандриками; под окнами – полочки на боковых кронштейнах. Трёхосные торцы западного корпуса заканчиваются щипцовыми фронтонами с выступающими П-образными завершениями. На обращенном к поселку северном фасаде вокзала в середине основного корпуса выступает широкий ризалит главного входа, завершенный пологим треугольным фронтоном.

Литература: Зеленов В.С. Земля бабынинская. Калуга, 1999. С. 110-113, 117-121; Калужская энциклопедия. Изд. 2-е. Калуга, 2005 г. С. 33, 38;
Илл.: 001. Бабынино. Вокзал железнодорожный. Южный фасад. Фот.: А. Яковлев, 2012; 002. Бабынино. Вокзал железнодорожный. Северный фасад. Фот.: А. Яковлев, 2012; 003. Бабынино. Вокзал железнодорожный. Мемориальная доска на южном фасаде. Фот.: А. Яковлев, 2012.
Текст составила: Шорбан Е.А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области. Copyright: Шорбан Е.А. (текст), Яковлев А.Н. (фотографии); Государственный институт искусствознания МК РФ. 2014. All rights reserved.