Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Бабынинский район
Бабынинский р-н, Калужская обл.
ВАРВАРЕНКИ
ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, нач. 20 в.
Одна из лучших церквей в русском стиле бывшего Перемышльского уезда отличается выверенными пропорциями и тонким соотношением на фасадах глади стен и декоративных элементов в духе зодчества 17 в. По объемному построению и наружному убранству перекликается с рядом церквей Калужской губернии нач. 20 в., в частности, со старообрядческим храмом Покрова (Введения) в Боровске и Николая Чудотворца в Чемоданове (ныне Юхновский р-н). Особый интерес представляет трактовка внутреннего пространства храма с развитым архитектурным декором. Памятник играет важную роль в ландшафте живописной долины реки Птара.
Церковь стоит на краю села на высоком северном берегу Птары.
Село Варваренки на реке Птара, недалеко от ее впадения в Оку, судя по всему, существовало уже в 1-й пол. 17 в.: по данным Н.И. де Рошефора в 19 в. в местной церкви сохранялось евангелие печати времени царя Михаила Федоровича. В 18 в., до монастырской реформы 1764 г., село Варваренки принадлежало Успенскому Шаровкину монастырю; в 1777 г., согласно данным генерального межевания, уже относилось к казенному ведомству.
Предпоследний храм построили здесь из дерева в 1706 г. (не сохр.). Мы можем судить о нем по архивным фотографиям начала 20 в. Симметричное относительно продольной оси здание имело хозяйственный подклет, над которым возвышался основной объем восьмериком на четверике; к последнему примыкали более низкие алтарь и трапезная. По аналогии с другими известными нам деревянными церквами 17-18 вв. (например, сел Высокое и Федотово под Боровском), первоначально этот храм, судя по всему, имел западное крыльцо и открытое гульбище вокруг западной части, охватывавшее и половины боковых стен четверика. В 1799 г. в церкви села Варваренки был старинный иконостас столярной работы в пять ярусов, окрашенный красной краской. В 19 в. деревянный храм перестроили, частично изменив объемную композицию: разрушили крыльцо и гульбище, пристроили три новых теплых крыльца и оформили фасады в стилистике классицизма. Рубленые стены были обшиты тесом; объемы завершались дощатыми фризами и карнизами. В композиции доминировал высокий двусветный четверик, несший приземистый световой восьмерик с пологим граненым куполом. На куполе стоял малый восьмеричок, увенчанный маковкой с крестом. К четверику примыкали пониженные равновысокие пятигранный алтарь (более узкий) и объем трапезной под полувальмовой крышей. Судя по перерубу, закрытому лопаткой, с запада объем трапезной продолжала теплая паперть (возможно перестроенная из первоначального крыльца). В западный конец трапезной была несколько неуклюже встроена колокольня: два ее верхних квадратных в плане яруса возвышались над крышей трапезной. Нижний ярус был глухим, а верхний ярус звона в каждой грани имел прямоугольный проем и завершался пологой пирамидальной крышей и шпилем с крестом. На фасадах храма располагались некрупные прямоугольные окна в рамочных наличниках. К западным половинам боковых фасадов четверика храма и к западному торцу здания примыкали три пониженных объема теплых крылец 19 в. под двускатными крышами. На их фасадах внизу помещался дверной проем, а вверху полуциркульное с веерной расстекловкой окно, перекликавшееся с более крупным окном той же формы в треугольном фронтоне. В подклет вели широкие двустворчатые ворота, находившиеся на западном фланге северного фасада. В интерьере храма трапезная соединялась с пространством четверика широким проемом с лучковой аркой; по бокам проема помещались колонны с примитивными капителями. Главный высокий иконостас (на фото нач. 20 в. видно четыре яруса) был выполнен в формах классицизма с барочными частями. Каждый ярус украшали разделявшие иконы колонны и завершал антаблемент с креповками. В структуре иконостаса выделялся широкими членениями местный ряд, включавший царские врата и боковые двери, чередовавшиеся с крупными иконами. Второй узкий праздничный чин состоял из мелких икон. В верхних ярусах средняя ось иконостаса была подчеркнута крупными центральными иконами; по их сторонам располагались одинаковые узкие вертикальные иконы. В местном ряду над дверными проемами помещались накладные барочные изображения: над аркой царских врат – двух ангелов; над митровыми арками боковых дверей – серафимов. Барочные царские врата (сходные с описанием 1799 г.), с полукруглым верхом, были покрыты глухой резьбой с изображениями виноградных гроздьев и завитков. Каждая створка состояла из трех резных панелей; в середине панели помещалась овальная резная икона с изображениями Благовещения (вверху) и четырех евангелистов.

В 1909 г. рядом со старой деревянной возвели новую ныне существующую церковь Троицы. В 1914 г. в селе действовала церковно-приходская школа. В 1918 г. храм закрыли. К нач. 21 в. у храма 1909 г. частично разрушен нижний ярус колокольни, утрачен объем паперти перед западным входом, не сохранилось внутреннее убранство. В 2000-е – 2010-е гг. силами местных жителей начались восстановительные работы.
Стены храма сложены из кирпича в лицевой кладке; декоративные элементы выполнены из фигурного и тесаного кирпича.
Здание симметрично относительно продольной оси. В композиции доминирует основной объем из квадратного в плане высокого одноглавого четверика и вытянутых вдоль его боковых сторон пониженных корпусов боковых притворов со входами в их западных торцах. С востока к четверику и притворам примыкают, соответственно, средняя крупная и две малые апсиды (в последних размещались выделенные в отдельные объемы дьяконник и жертвенник). С запада композиция храма продолжена обширным, чуть более узким, чем четверик, притвором. Примыкающая к нему стройная трехъярусная колокольня состоит из высокого развитого в поперечном направлении нижнего яруса (с двумя боковыми палатками), низкого среднего квадратного полуяруса, и высокого восьмигранного яруса звона, увенчанного шатром со слухами и главкой.
В наружном убранстве использованы мотивы допетровской архитектуры 17 в.: пояс закомар в завершении четверика, лопатки с ширинками, карнизы с полосами поребрика и зубчиков, трехчетвертные и полу-колонки с перехватами и кубоватыми капителями. В продольных фасадах обыгрывается тема трех сдвинутых вместе вертикальных арочных окон, разделенных колонками. На стенах боковых папертей основного объема группа из трех окон (среднее повышенное) объединена крупной арочной нишей (с трехцентровой аркой), украшенной гладким архивольтом и боковыми лопатками с ширинками. Средняя ось фасада подчеркнута разрывающим многорядный венчающий карниз киотом с повышенным килевидным завершением. На более скромных фасадах притвора три окна объединены общими подоконной полкой и очельем из ступенчатого карниза и ряда арочных закомар с треугольными килями над ними. На каждом боковом фасаде нижнего яруса колокольни помещено одно крупное арочное окно с близким по рисунку наличником из боковых колонок и очелья из двух закомар и киля над ними. Такими же наличниками отмечены окна апсид.
Подчеркнуто монументален западный фасад колокольни, построенный на контрасте доминирующей плоскости глухой стены нижнего объема и верхних ярусов с большими глубокими проемами. На трехчастном фасаде нижнего яруса, разделенном широкими лопатками с ширинками, в среднем прясле находится крупный арочный проем западного входа (первоначально он закрывался крытой папертью); в боковых пряслах – по одному некрупному окну в наличнике из боковых полуколонок и с треугольным фронтончиком в завершении. Фасад среднего полуяруса украшен глубокой тройной аркадой, разделенной колонками; фланги стены выделены широкими лопатками с врезанными в углы колонками. Верхний восьмигранный ярус звона в каждой грани прорезан крупным арочным проемом, украшенным архивольтом с килевидным завершением. В углы разделяющих арки пилонов врезаны колонки.
Единое пространство храма образовано четвериком, соединенным одинаковыми высокими и широкими подпружными арками со средней апсидой, боковыми притворами и обширным «залом» западного притвора. Четверик перекрыт сомкнутым сводом со световым проемом в шелыге; апсиды – сферическими конхами, притворы – полуцилиндрическими сводами. В интерьере применены многочисленные выразительные архитектурные детали. В основании свода четверика помещен большого выноса карниз, а над ним перспективные арочки (соответствующие внешним закомарам). Поддерживающие подпружные арки четверика пилоны украшены врезанными в углы раскрепованных граней короткими «византийскими» колонками с одинаковыми кубоватыми базами и капителями. Над колонками помещены высокие отрезки антаблемента с лежачими филенками. На стенах боковых притворов группы из трех арочных окон выделены широким трехлопастным архивольтом и вставленными в простенки стройными трехчетвертными колонками с тонкими базами и капителями; над колонками проходит декоративный пояс антаблемента. На стенах западного притвора группы тройных окон, разделенных колонками, помещены в общие арочные ниши.
Под колокольней и западным притвором здания устроены сводчатые подвалы с коробовыми сводами.

Литература: Рошефор Н.И. де Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329 (Перемышльский уезд, № 21); Булычев Н.И. Архивные сведения, касающиеся войны 1812 г. по Калужской губ. Калуга, 1910; Зеленов В.С. Земля Бабынинская. Калуга, 1999. С. 41-43; Пуцко В.Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII – XIX вв. // Русское церковное искусство Нового времени. Отв. ред. А.В. Рындина. М., 2004. С. 87-88; Калужская энциклопедия. Изд. 2-е. Калуга, 2005. С. 70; ГАКО (Гос архив Калуж обл). Ф. 33. Оп. 2. Д. 2208. Л. 94; Ф. 33. Оп. 3. Д. 14. Л. 66-66об.; Ф. 33. Оп. 5. Д. 25; Ф. Р3501. Оп. 1. Д. 63. Л. 112; ИИМК РАН (Институт истории материальной культуры РАН). Фототека. О. 347. Д. 1612-1618;
Материалы сайта «храмы.ру»: http://temples.ru/gallery.php?CardID=12333
Илл.: 001. Варварёнки. Деревянный храм 1706 г. (не сохр.). Фот. нач. 20 в.; 002. Варварёнки. Деревянный храм 1706 г. (не сохр.). Фрагмент иконостаса. Фот. нач. 20 в.; 003. Варварёнки. Деревянный храм 1706 г. (не сохр.). Царские врата иконостаса. Фот. нач. 20 в.; 004. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. Вид с севера. Фот. Е.Шорбан, 2013; 005. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. План. Обмер 2013 г.: С.Рожков, О.Замжицкая, Е.Шорбан; 006. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. Южный фасад. Фот. Е.Шорбан, 2013; 007. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. Западный фасад. Фот. Е.Шорбан, 2013; 008. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. Свод четверика. Фот. Е.Шорбан, 2013; 009. Варварёнки. Храм Троицы 1909 г. Интерьер, вид на восток. Фот. Е.Шорбан, 2013;
Текст составила: Шорбан Е.А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области.
Copyright: Шорбан Е.А. (текст, фотографии, обмер), Рожков С.С. (обмер), Замжицкая О.М. (обмер); Государственный институт искусствознания МК РФ. 2014. All rights reserved.