Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Бабынинский район
Бабынинский р-н, Калужская обл.
ГРИШЕВО (ЛЮДИМЕСК, ЛЮДЕМСК, ЛЮДЕМСКОЕ, ЛЮДИНСК, ЛЮБЕНСК, БЕРЕЗУЕВСК)
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 17 в., 1-я пол. 19 в., 2-я пол. 19 в.
Церковь относится к существующей в центральной части Калужской области (преимущественно в Мещовском районе) малоизвестной группе храмов рубежа 17 — 18 в. с яркими чертами нарышкинского стиля. Почти полным аналогом церкви в Гришево (по формам, размерам, пропорциям и деталям) является ныне полуразрушенный храм Знамения 1696 г. бывшего села Мезенцево близ Мещовска, также построенный Щербачевыми.
Храм в Гришево стоит на гребне холма, на правом берегу речки Большой Березуй. Доминирует в окружающем преимущественно равнинном пейзаже. Неподалеку в 12 — 17 в. существовал город Людимеск, упоминаемый в 1407 г. вместе с Козельском и Серенском как владение князя Ивана Андреевича Можайского, внука Дмитрия Донского. В 1504 г. город входил во владения калужского князя Симеона Ивановича; в 1508 г. назван в числе других городов-крепостей в мирном договоре между великим князем Василием III и польским королем Сигизмундом. Церковь построена Б.С. Щербачевым в кон. 17 в. Бытующие в литературе другие датировки, 1662 г. и 1769 г., первая — скорее всего относится к строительству на “погосте Людемском” деревянной церкви Спаса Нерукотворного (не сохр.; упоминается в 1782 г.), а вторая — возможно, к каким либо строительным работам. В 1-ой пол. 19 в. стесан первоначальный кирпичный и белокаменный декор и заменен на штукатурный, оконные проемы превращены в арочные, изменена глава. В церкви, кроме главного, было еще два престола: южный Одигитриевский и северный Успения (устроен в 1865 г. Пушкиным). В 1887 г. церковь имела кирпичную колокольню, деревянный с резьбою иконостас; интерьер был расписан. В 1932 г. храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд местного колхоза, в 1970-е гг. — в качестве авторемонтной мастерской; с конца 20 в. здание пустует. В 20 в. утрачены колокольня, примыкавший к трапезной северный придел, коробовый свод трапезной, кровли, внутреннее убранство. До недавнего времени в южную стену трапезной был включен фрагмент древнего белокаменного надгробия: фриз из вставленных одна в другую ложчатых выемок, обрамленный витыми “шнурами”. Кирпичные стены сохранили следы тонкой штукатурки по обмазке.
Крупное ярусное здание обладает выразительным стройным силуэтом. Близкий к кубическому двусветный четверик служит основанием широкому и высокому восьмерику. Отступая от карнизов восьмерика над ним круто поднимается лотковый свод, завершенный вытянутым вверх кирпичным барабаном под главкой с перехватом (первоначально барабан имел другие пропорции). Равноширокий четверику пониженный сильно выступающий алтарь с востока завершен в плане тремя дугами. Гребень кровли над алтарем доходил до верхнего карниза четверика. Примыкающая к четверику с запада трапезная равновысока алтарю и несколько меньше храма по площади.
Углы четверика усилены огибающими лопатками, боковые фасады разделены на два яруса карнизом, продолжающимся в завершении стен алтаря и трапезной. Карниз включает верхнюю полочку, большой полувал (четвертной вал ?) и нижний узкий трехчетвертной вал. Аналогичный карниз завершает стены четверика. На южной стене четверика внизу помещены три проема, средний — входной, боковые оконные; на северной асимметричной стене — два проема, средний входной и восточный оконный. В верхней части каждого бокового фасада четверика помещено по одному крупному восьмигранному горизонтально вытянутому окну (проемы заложены) в профилированной раме. Такое же ложное окно находится на восточной грани восьмерика. На южной стене трапезной помещены два окна, а в северной стене находится широкий арочный проем, ведший в северный придел. В алтаре боковые части имеют по два окна, а в средней дугообразной стене — ложное окно. Судя по обнажившейся из под облетевшей штукатурки первоначальной кладке, наличники всех окон здания (включая 6 окон восьмерика) имели эффектный рисунок с вогнутыми скатами разорванных фронтонов в завершении. В основной части окон сохранились старые кубоватые решетки, а в растесанных верхних арочных частях — ампирные веерные решетки с дугами между радиусов. Углы восьмерика отмечены огибающими лопатками, полученными после стески первоначальных украшавших ребра объема колонн с белокаменными капителями вверху и кронштейнами в основании (от них остались фрагменты камней). Такие же детали сохранились на восьмигранном барабане храма, где колонны чередовались с нишами.
В храме переход от четверика к восьмерику (его диагональные грани гораздо уже) осуществляется посредством четырехступенчатых тромпов. Восьмерик завершен восьмилотковым сомкнутым сводом. Алтарь, в который ведут три арочных проема (заложены), перекрыт коробовым сводом, который расчленяется на три конхи. Пяты разделяющих конхи арок начинаются необычайно низко — на высоте одного метра от пола.

Литература: Рошефор Н.И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329; Преображенский М.Т. Памятники древне-русского зодчества в пределах Калужской губернии. СПб., 1891. С. 99; Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 26; Археологическая карта России: Калужская область / Сост. Ю.А. Краснов. М., 1992. С. 30; Земля Калужская — земля святая. Сост. М.Н. Алексахина, Н.В. Богатырева. М., 2003. С. 158; Шорбан Е.А. Неизвестные храмы Калужской земли. // “Собрание”, 2005, № 1. С. 83-87; Шорбан Е.А. “Нарышкинское барокко” в заброшенных местах Калужской области. // “Природа”. М., 2008, № 7. С. 56-62.; ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205. Л. 257; Ф. Р3502. Оп. 1. Д. 63. Л. 113; ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 2058.
http://temples.ru/card.php?ID=12331
Илл.: 001. Гришево. Церковь Николая Чудотворца, кон. 17 в. Вид с юго-востока. Фот. С. Рожков, 2012 г. 002. Гришево. Церковь Николая Чудотворца, кон. 17 в. Интерьер главного объема – вид вверх. Фот. С. Рожков, 2012 г. 003. Гришево. Церковь Николая Чудотворца, кон. 17 в. Срубленный наличник алтаря. Фот. С. Рожков, 2012 г.
Текст составила: Шорбан Е.А., кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, куратор «Свода памятников» по Калужской области.
Copyright: Шорбан Е.А. (текст), Рожков С.С. (фотографии); Государственный институт искусствознания МК РФ. 2014. All rights reserved.