ОКН Регионального значения; Включен в «Свод памятников».
Документ о принятии на госохрану ОКН:
Решение Калужского облисполкома от 04.02.1991 г. №35.
Основные габариты:
Этажность ОКН:
Двухэтажный.
Материал стен:
Красный кирпич.
Общее техническое состояние ОКН:
Аварийное.
Состав (для ансамблей/комплексов):
История создания (возникновения) ОКН:
Наиболее масштабное строительство в усадьбе Ферзиково пришлось на сер. – 3-ю четв. 18 в. при Александре Николаевиче Чирикове, когда и возвели главный дом. Известно, что к 1772 г. в усадьбе уже был каменный господский дом. Первоначально он состоял из равновысоких среднего длинного корпуса и двух узких флигелей по его сторонам. Во 2-й пол. 19 в. все три объема объединили в единый корпус, видимо тогда же лучковые перемычки верхних проемов дома и флигелей переделали на прямые; в 20 в. к флигелям сделали небольшие пристройки (ныне разрушены).
Автор:
Не известен
Строитель:
Не известен
Заказчик:
Чириков Александр Николаевич; Дестремы (перестройки).
Перестройки, утраты:
К 2010 г. заброшенный главный дом находился в аварийном состоянии: утрачены крыша, большинство перекрытий и внутренних стен.
Стиль:
Барокко.
Описание ОКН:
Стены сложены из большемерного кирпича размером 32-31 х 15-14,5 х 7,5-7 см; профилированные элементы - из фигурного кирпича. Протяженный монументальный двухэтажный прямоугольный объем вытянут с запада на восток. По бокам от его торцов расположены два более узких флигеля, первоначально стоявших отдельно. Флигели соединены с домом двухэтажными переходами 2-й пол. 19 в., которые имеют крупные арочные проемы. Одинаковые длинные северный и южный фасады основного корпуса дома, в 13 осей проемов, симметричны. Фасады насыщены пластичным декором, создающим выразительный свето-теневой эффект. Стены расчленены по вертикали широкими междуэтажным и венчающим карнизами. Средняя трехосная часть каждого фасада и одноосные фланги выделены поэтажными пилястровыми портиками, подчеркнутыми креповками карнизов. Пилястры поставлены парами в простенках, они имеют упрощенного рисунка профилированные капители, во втором этаже – базы и высокие постаменты (с филенками); низ широких пилястр первого этажа скрыт культурным слоем. На углах корпуса пилястры поставлены с отступом от раскрепованных углов. В портиках нижнего этажа помещены крупные арочные входные проемы; вверху им соответствуют окна в арочных нишах. Украшением фасадов являются выразительные оконные наличники с ушами. В нижнем этаже невысокие окна украшены архаичного рисунка наличниками: они имеют высокие массивные кокошники в форме разорванных фронтонов, с опущенным вниз замковым камнем над лучковой перемычкой; под проемом окна – две плоские «волюты», соединенные подвышенной перемычкой. Высокие верхние окна имеют стройные наличники, увенчанные высоко поднятыми над перемычками треугольными профилированными фронтонами. У боковых флигелей сильно поврежденный декор аналогичен главному дому: стены отмечены междуэтажным и венчающим карнизом; фланги фасадов подчеркнуты поэтажными пилястрами (с выпуском углов). На северной и южной сторонах каждого флигеля во втором этаже – по три окна. Главный дом в 1-м этаже фрагментарно сохранил первоначальную близкую к симметричной планировку, образованную толстыми капитальными стенами. Внутренние дверные проемы сегодня не определимы из-за сильных разрушений. В средней части корпуса (в 7 осей проемов на фасадах) четыре поперечные стены и одна средняя продольная ограничивают шесть помещений, из которых два средних более широких (с тремя входными дверями каждый) – два парадных зала, которые были обращены к парадному двору и парку. По сторонам двух залов – пары более узких покоев. Торцевые части корпуса, западная и восточная, поделены, соответственно на три и два покоя. Нижний этаж имел сводчатые перекрытия (в основном лотковые), фрагменты которых видны.
Наличие информационной надписи и обозначения на ОКН (мемориальные, закладные доски), текст информационной надписи:
Документация по ОКН (наличие паспорта, материалов реставрационных НИР):
Материалы натурного обследования экспедиции сектора «Свода памятников» Государственного института искусствознания МК РФ 2010 г. (Экспедиция проводилась при поддержке гранта РФФИ № 09-06-00124 «а»).