Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Вязниковский район
Владимирская область, Вязниковский район
НИКОЛОГОРЫ
Старинное село Никологоры, напоминающее планировкой и размерами небольшой городок, расположено к юго-западу от Вязников на равнинной слабохолмистой местности, характерной для Владимирской обл. В самом центре села, на правом берегу речки Погостовки (Пенухи) расположен крупный холм, на котором, над полого поднимающейся длинной торговой площадью поставлена высокая шатровая колокольня. Именно этот холм дал поселению название, имеющее в некоторых давних источниках чрезвычайно своеобразную форму «Горный Никологорский стан». Никологорский погост возник на этом месте, предположительно, не позднее 16 в. В кон. 1600-х гг. его земли, относившиеся к Ярополчской волости, были подарены царем Василием Шуйским за «Московское осадное положение» князю Фёдору Ивановичу Мстиславскому. Волость традиционно славилась выращиванием и выделыванием льна, выделяясь в этом промысле среди других северо-восточных земель. Существует версия, что именно эта производственная специализация, стратегическая для 17 в., после смерти Ф.И. Мстиславского в 1622 г. способствовала переходу его земель (поставлявших лен в царские мастерские) в государственное ведение: с 1623 г. эти территории стали слободой «государевой дворцовой Ярополчской волости Горного Никологорского стана», управлявшейся Приказом Большого двора. К 1628 г. относится первое известное упоминание церкви Николая Чудотворца «на погосте на горах». При деревянном храме находились тогда дома священника и причта и кладбище. К сер. 17 в. население погоста увеличилось: в 1653 г. здесь уже было пять дворов поповых, дворы дьяконов, пономаря, просвирни. Кроме того, называются восемь крестьянских дворов, 32 бобыльских и четыре нищих. После 1653 г. рядом с Никольским храмом выстроили вторую, также деревянную церковь Рождества Христова с Никольским приделом (упоминается в окладных книгах с 1656). В описи 1678 г. отмечено существование напротив погоста, на левом берегу Погостовки, «слободки Новой» (в районе современной ул. Пушкинской) с 21 крестьянским двором «непашенных бобылей».
В кон. 17 – нач. 18 в. Никологорский погост становится все более заметным торговым центром. К западу от храмового комплекса вытянулась обширная базарная площадь, ограниченная двумя дорогами (приблизительно на месте нынешних северной и южной сторон ул. Советской). Жилые части поселения, возникшие вдоль радиально расходящихся от площади улиц-дорог, получили названия «Поповы дома», «Замчалиха», «Лимониха», «Чёрная горка», «Красная горка». В 1714 г. на месте деревянной была возведена каменная Никольская церковь. Одновременно деревянный храм Рождества Христова перестроили, а его Никольский придел заменили приделом покровительницы торговли и льноводчества Параскевы Пятницы. К сер. 18 в. местное крестьянство настолько окрепло, что в 1763 г. вместо прежней на средства прихожан была построена новая большая каменная церковь Николая Чудотворца в ориентированных на традиции 17 в. формах, характерных для провинциальной линии в архитектуре этого региона (церковь сильно разрушена в 20 в. и сохранила лишь трапезную). Близкий к кубическому монументальный двусветный главный объем храма завершался двумя рядами полукруглых закомар и был увенчан пятью главами на высоких шеях. К никологорскому приходу было приписано уже значительное число крестьянских дворов (ок. 700) из тридцати окрестных деревень. Важное торговое значение Никологор во 2-й пол. 18 в. было закреплено официальным утверждением в 1788 г. (наряду с другими крупнейшими поселениями губернии) базарных еженедельных дней по субботам, а двух ежегодных ярмарок – на девятую пятницу после Пасхи и в праздник Николая Чудотворца.
Экономический рост способствовал дальнейшему развитию центрального храмового комплекса Никологор; в кон. 18 в. из кирпича были возведены еще два его основных сооружения. К 1790 г. в выразительных формах барокко построена церковь Рождества Христова: цельный вертикально вытянутый объем типа восьмерик на четверике завершался крупным высоким куполом, увенчанным одной небольшой главкой на стройном граненом барабане (восьмерик утрачен). Более своеобразным и даже уникальным сооружением, ориентированным на традиции 17 в., явилась поставленная к 1790 г. между двумя храмами и выдвинутая на бровку холма чрезвычайно высокая восьмигранная колокольня, увенчанная заостренным шатром с тремя рядами слухов (новые архитектурные вкусы проявились в рисунке очелий слухов). Колокольня, почти полностью уцелевшая к нач. 21 в., стала главной архитектурной доминантой не только Никологор, но и всей округи. Базарная площадь, вытянувшаяся к западу от храмового комплекса на пологом склоне холма, начала по периметру застраиваться капитальными жилыми купеческими усадьбами, а в средней зоне – постоянными и временными лавками, балаганами и навесами для торговли. В базарные дни площадь и все прилегающие улицы настолько заполнялись крестьянами-торговцами и подводами, что на протяжении почти всего 19 в. споры о разделе торговых зданий и участков на никологорской площади, а также доходов от их использования, между удельными и государственными крестьянами рассматривались в правительстве (бoльшая часть территории площади традиционно принадлежала Департаменту уделов).
В 1-й пол. 19 в. разросшиеся Никологоры превратились в сравнительно крупное торговое и промышленное поселение, где продолжалось церковное и жилое строительство. В южной части, на дороге в сторону Холщёва и Буркова в 1807 г. тщанием прихожан Никологорского погоста на месте прежней деревянной была построена каменная кладбищенская церковь Преображения с двухпридельной трапезной и колокольней. Сооружение выполнено в формах раннего классицизма, с характерным стилистическим запаздыванием по сравнению со столичными образцами того времени. В 1814 г. трапезную Никольской церкви расширили, а весь центральный храмовый комплекс обнесли кирпичной с металлическими решетками оградой, выполненной кузнецом Петром Фёдоровичем Тоготиным. В этот период (или чуть раньше, в кон. 18 в.), в соответствии с существовавшей градостроительной практикой, Никологоры должны были получить регулярный генеральный план, по крайней мере для центральной зоны. Об этом свидетельствует постановка зданий по определявшимся подобными генпланами красным линиям застройки, особое внимание к закреплению угловых участков кварталов, где дома ставились в первую очередь. На торговой площади начали появляться первые кирпичные двухэтажные купеческие дома. Одним из ранних стал поставленный на угловом участке двухэтажный дом со скругленным углом, построенный на основе одного из образцовых проектов того времени (ул. Советская, 11). Как и большинство никологорских построек 1-й пол. 19 в., он выполнен в формах классицизма с отдельными архаичными барочными или раннеклассицистическими мотивами (полукруглые подоконные фартуки, накладные доски и т.д.). Его главный фасад во втором этаже украшен несколько приземистым четырехколонным портиком с треугольным фронтоном. В схожей стилистике были выполнены и другие, впоследствии частично переделанные кирпичные двухэтажные дома (ул. Советская, 7, 22, 24–26, 28), формировавшие периметральную застройку площади. Формы этих зданий отчасти перекликается с застройкой Мстёры кон. 18 – нач. 19 в., в частности с домом графов Паниных кон. 18 в. (ул. Пионерская Гора, 1). Наиболее крупные торговые сооружения в средней части никологорской площади возводились по проектам и на средства Департамента уделов. Первый комплекс таких лавок был выстроен в 1813 г., а после пожара 1842 г. возобновлен. Чуть ранее, в 1839 г., Христорождественская церковь получила новую обширную трапезную, а напротив ворот ограды церкви Преображения была открыта первая мужская начальная школа (в нач. 20 в. называлась мужским земским училищем), разместившаяся в одноэтажном деревянном здании с тремя классами (разрушено в 1980-е гг.). Инициатором создания школы стал управляющий Владимирской удельной конторы Павел Николаевич Безобразов.
Наряду с торговыми лавками и связанными с ними учреждениями, стоявшими на площади – таможней, трактирами, питейными заведениями, пожарным сараем, – в центральной зоне Никологор (предположительно юго-восточнее храмового комплекса) планировалось строительство группы общественных заведений (административных и учебных). Эти здания показаны на неосуществленном (?) проектном листе планов и фасадов «общественных домов в Удельном Никологорском приказе», составленном архитектором Волосковым (Болосковым?) примерно во 2-й – 3-й четв. 19 в. Деревянные сооружения проектировались в скромных формах позднего классицизма. Небольшое прямоугольное одноэтажное здание под двускатной крышей предназначалось для Приказа. В середине его симметричного фасада в пять осей помещен вход с крыльцом. Прямоугольные окна внизу соединены полочкой. Поперечный коридор делит постройку на две равные части, в одной из которых – большое угловое квадратное помещение. По диагонали, торцом к нему показано училище; в его основной части – один большой класс, а через коридор в торце – жилая (?) зона из двух комнат (этот проект отчасти напоминает структуру упомянутой выше мужской школы). Наиболее крупным изображен комплекс Ремесленного училища, занимающий, согласно плану, прямоугольную вытянутую территорию с симметричной планировкой и периметральной оградой. На средней поперечной оси поставлен одноэтажный учебный корпус с тремя помещениями и коридором. На флангах участка, в линию с учебным корпусом, размещены небольшие квадратные строения кузницы и кладовой, а на противоположных углах – обширные сараи.
Одновременно с ростом торгового значения поселения, во 2-й – 3-й четв. 19 в. в Никологорах начался процесс укрупнения семейных льняных заведений, приведший к образованию ручных ткацких фабрик с наемными рабочими. Новые предприятия возникли преимущественно напротив торговой площади на низком левом берегу Погостовки и на ее правом берегу ниже по течению. Первой в 1829 г. была основана фабрика вязниковского купца Василия Васильевича Городова, второй – в 1832 г. – местного крестьянина М.М. Федянина. В 1850-е – 1880-е гг. в Никологорах возникли и другие, меньшие по мощности ручные льноткацкие заведения: братьев Зелениных в 1850 г., Балакина в 1863 г., Зайцева в 1870 г., Лебедева в 1885 г. (даты основания в разных источниках несколько расходятся, в данном тексте приведены наиболее ранние из встречающихся). Первые фабричные корпуса были одноэтажными деревянными; приблизительно в 3-й четв. 19 в. их стали заменять каменными. Редкими сохранившимися примерами таких сооружений являются двухэтажные кирпичные производственные здания в скупых формах позднего классицизма, возведенные в 1870-х гг. наследниками фабрики Городовых Гавриилом и Яковом Васильевичами. К 1884 г. наиболее крупной в Никологорах была фабрика Городовых, на которой работало ок. 90 человек, следующей – фабрика Федянина (53 человека); далее по размерам следовали заведения Балакина (33), Зелениных (30), Зайцева (17). Большинство предприятий имело по одному-два (реже три) основных двухэтажных кирпичных ткацких корпуса и меньшие вспомогательные, как правило, сгруппированные вокруг небольшого фабричного двора. Производство обычно осуществлялось в трех мастерских: приготовительной (где разматывались шпули), собственно ткацкой и уборной товара (здесь также размещалась галандра на конном приводе в две лошади). Мастерские обогревались голландскими печами. Станки стояли очень тесно вдоль стен у окон. Вырабатывалось в основном грубое полотно (от одной до десяти тысяч кусков в год); пряжа преимущественно закупалась на фабрике И.И. Сенькова в местечке Лосево. Таким образом, в отличие от текстильных и наиболее крупных льняных центров, где со 2-й пол. 19 в. почти повсеместно использовалось механическое производство, Никологоры оставались своеобразным патриархальным анклавом ручного льняного ткачества. Это наложило отпечаток на характер поселения, сохранявшего традиционную усадебную купеческую и крестьянскую застройку, которая преимущественно оставалась одноэтажной деревянной.
С развитием фабрик кирпичное жилое строительство началось и рядом с ними в северной части села. Наиболее раннее из таких зданий в этой части Никологор – большой дом сер. – 3-й четв. 19 в. (?) в формах ампира (в дальнем конце совр. ул. Пушкинской, № 40). Однако большинство каменных домов продолжало возводиться на главной торговой площади. Двухэтажные дома сер. – 3-й четв. 19 в. строились в скромных формах позднего классицизма: их симметричные фасады (часто оставленные в открытой краснокирпичной кладке с побеленными декоративными элементами) имели тонкую междуэтажную полку и завершались нешироким фризом и карнизом; прямоугольные окна украшались крупными замковыми камнями (ул. Советская, 8–10, 14, 29 и др.).
Строительство 1880-х гг. осуществлялось уже в иной стилистике, ориентированной на принципы эклектики и обращение к формам зодчества 18 в. В 1880–81 гг. вновь расширили трапезную Христорождественской церкви, на фасадах которой была осуществлена удачная имитация барочных форм, примененных в архитектуре основного объема. В эти же 1880-е г. в интерьерах Никольского храма и трапезной Христорождественской церкви выполнены настенные росписи. К юго-востоку от храмового комплекса, у развилки дороги, ведущей к Преображенской церкви и мужскому училищу, в 1887 г. была поставлена женская земская школа (в нач. 20 в. – училище) с характерным для эклектики фасадом, украшенным объемным выложенным из кирпича декором. Подобные мотивы применены на фасадах больших двухэтажных домов на Пушкинской ул. (№ 56, 66).
Следующий этап экономического подъема кон. 19 – нач. 20 в. и параллельного роста жилого строительства связан с появлением в Никологорах механического льняного производства на электрической тяге. В 1897 г. в Никологорах насчитывалось семь предприятий, четко подразделявшихся на две группы. К первой относились совсем небольшие ручные ткацкие и швейные заведения с приблизительно десятком рабочих (фабрики Ивана Яковлевича Балакина, Николая Яковлевича Лебедева, Якова Семёновича и Ивана Ильича Зелениных). Во вторую входили три крупные по местным масштабам фабрики с десятками рабочих. Это предприятия Я.В. Городова (82 рабочих, а вне фабрики – 126) и Г.В. Городова (70 и 206); третьей была фирма Торгового дома Федяниных (Василия, Павла и Дмитрия Матвеевичей и Ксенофонта Васильевича), которая включала раздаточную контору и ткацко-отделочную и швейную фабрику (на ней трудилось до 125 рабочих). Каждое из этих трех предприятий имело по паровому котлу, т.е. часть производства была механизирована.
В нач. 20 в., и особенно в 1910-е гг., при старых никологорских ручных фабриках (как крупных, так и малых) стали появляться механические отделения, однако не по всем из них мы располагаем достаточными данными. Характерным примером среднего по размерам предприятия этого времени (его местоположение не определено) была фабрика елатомских мещан Тамбовской губернии Константина и Николая Ивановичей Самариных (куплена у Балакиных в 1910 г.), в которой механический ткацкий корпус сформировался в нач. 1910-х гг. На чертежах расширения здания 1912 г. мы видим первоначальный протяженный узкий одноэтажный объем с небольшими вертикальными окнами (вероятно еще ручной фабрики) и пристроенный к нему блок для механических станков с колоннами внутри и крупными окнами на фасадах. В этот период значительно более крупные корпуса для механического производства появились на фабриках Федяниных, Городовых и соседних с ними предприятий, впоследствии, в 1920-е гг., слившихся в один промышленный комплекс. Наряду с развитием старых заведений для льняного производства Никологор и окрестных деревень стало характерным открытие довольно больших полностью механических ткацких и прядильных фабрик на новых участках. Одна из них (предположительно принадлежавшая А.Я. Борисову) возникла в Никологорах в 1911 г. на новом месте, к юго-западу от торговой площади (ныне т.н. малоткацкий корпус в Красноармейском пер.).
Последний перед революцией этап развития торговли и фабричного льняного производства кон. 19. – нач. 20 в. в Никологорах сопровождался появлением новых двухэтажных кирпичных купеческих домов на торговой площади и главной улице северной фабричной части. Стилистически постройки этого периода можно разделить на три группы. К первой относятся нарядные особняки рубежа 19–20 вв. в формах эклектики с выложенным из кирпича объемным фасадным декором (ул. Советская, 4, 18). Особенно необычным и выразительным рисунком наружного убранства отличается дом № 18 (Городовых ?), стоящий в середине северной стороны площади. В отличие от большинства соседних домов, он сохранил и другие относящиеся к усадьбе сооружения 2-й пол. – нач. 20 в.: два жилых флигеля и лавку. Ко второй группе принадлежат дома нач. 20 в. в формах неоклассицизма. На фоне построек с предельно лаконичными фасадными формами (ул. Пушкинская, 48, 52) выделяется полуразрушенное к нач. 21 в. здание, чей уличный фасад, напротив, перенасыщен выполненным из кирпича прихотливым ордерным декором с мотивами стиля «неогрек» (ул. Пушкинская, 54). Третья, промежуточная, группа включает стоящие на торговой площади дома более ранней постройки, которые в нач. 20 в. получили в соответствии с вкусами тех лет новый штукатурный фасадный декор в духе эклектики и неоклассицизма (ул. Советская, 17. 29 и др.); наиболее объемным и своеобразным декором отличается дом № 10.
В кон. 19 – нач. 20 в. население Никологор составляло более тысячи человек. Село было достаточно благоустроенным и располагало целым рядом учреждений разного назначения. В нем действовали три храма, два земских училища, работал телеграф. Напротив церкви Преображения около мужского училища был разбит общественный сад. В верхней части торговой площади стояла большая часовня (не сохр.). Свои часовни были и в ближайших деревнях, впоследствии слившихся с Никологорами, – Холщёве и Чёрной Горке. Летом 1908 г. в селе возник любительский театр. Спектакли, в основном по пьесам А.Н. Островского, проходили в помещении чайной общества трезвости, а в летнее время – в мужском училище. Режиссерами выступали земский врач Апушкин и почтмейстер Алексей Константинович Вейсов. Сборы шли на общественные нужды, в основном в пользу пожарной команды. В 1911 г., в год пятидесятилетия отмены крепостного права, на торговой площади Никологор напротив главных ворот храмового комплекса было решено установить памятник Александру II (открыт 15 августа 1912 г.; не сохр.). Главным инициатором его сооружения, наряду с волостными судьями и сельскими старшинами, стал волостной старшина В.Г. Городов «младший». Памятник выполнили на основе одной из моделей монументов «царю-освободителю», получившей широкое распространение в России. Александр II был изображен стоящим в полный рост, с накинутой на плечи шинелью. В левой опущенной руке императора – армейская фуражка, в согнутой правой – манифест об освобождении крестьян. Массивный квадратный в плане постамент высотой более трех метров состоял из цоколя, близкой к кубической средней части и пирамидального ступенчатого завершения. Углы среднего объема украшались витыми колоннами с кубоватыми капителями, на каждой его грани располагалась мраморная доска с выбитой на ней цитатой из манифеста. На передней грани помещались слова из заключительной части манифеста, сочиненной московским митрополитом Филаретом: «Осени себя крестным знаменем, православный русский народ…».
В 1910-е гг. Никологоры оставались большим патриархальным торгово-промышленным селом с замечательным храмовым комплексом и репрезентативной каменной застройкой торговой площади. Остальная жилая застройка состояла из традиционных крестьянских усадеб с деревянными избами и надворными постройками. В основе планировки села лежала радиальная структура улиц, расходившихся от ядра поселения. Среди наиболее крупных льноткацких предприятий к 1914 г. лидировали фабрики «Торгового дома В.М. Федянина с сыновьями» (с 240 рабочими, двигателями мощностью в 60 л. с. и годовым выпуском продукции на 350 тыс. руб.) и А.Я. Борисова (с годовым производством в 300 тыс. руб.). Среднее положение занимала фабрика П.М. Федянина (85 рабочих, двигатель в 12 л.с., годовая продукция – на 85 тыс.руб.). Особенностью фабричного производства Никологор этого времени являлось существование, наряду с этими механизированными предприятиями, традиционных ручных заведений, также с большим количеством рабочих: на «ручной ткацко-полотняной и мешочной» фабрике Василия Гавриловича Городова было занято 300 рабочих, выпускавших товара на 175 тыс. руб.; предприятие Якова Васильевича Городова, оснащенное паровым двигателем в 20 л.с., с помощью 105 рабочих производило продукции всего на 30 тыс. руб.
В советское время облик Никологор изменился; наиболее сильно пострадал главный храмовый комплекс: церковь Рождества Христова потеряла верхнюю половину основного объема, а храм Николая Чудотворца был разрушен практически целиком (в уцелевшей трапезной к нач. 21 в. размещается пожарная часть). Жилая купеческая застройка 19 – нач. 20 в. на торговой площади (ул. Советская) и ул. Пушкинской в основном сохранилась (но утрачены почти все служебные постройки усадеб и интерьеры домов). Национализированные в 1918 г. льняные предприятия Городовых, Федяниных, Борисова и Боржо в 1922 г. были объединены в прядильно-ткацкую фабрику «Большевик» (численность рабочих в 1927 г. – 1691 человек). Одновременно льняные заведения в ближайших деревнях Ерофеево и Маловская (получившие названия «Победа» и «Спартак»), вошли в «Никологорскую льнопрядильноткацкую объединенную фабрику». В 1927 г. из малых предприятий вне этих объединений оставалась только ткацкая фабрика «Смычка» (бывш. Самариных).
Ярким архитектурным сооружением, появившимся в Никологорах в 1920-е гг., стал рабочий клуб (не сохр.). Бревенчатое двухэтажное здание было выполнено в выразительных формах символического романтизма – одного из направлений экспериментальной архитектуры тех лет. Рубленное с остатком сооружение выглядело подчеркнуто массивным благодаря остроумному использованию выпусков бревен: в нижней части они были оставлены необычно длинными и уменьшались с высотой срубов, придавая зданию оригинальный пирамидальный силуэт. Главный симметричный фасад разделялся двумя ризалитами на три основные части – широкую среднюю, увенчанную очень высоким фронтоном, и глухие фланги. За фронтоном над центром здания поднималась башенка с восьмигранным шатром и шпилем. Средняя часть фасада, прорезанная в каждом этаже тремя крупными проемами (внизу в центре – входной), имела во втором этаже широкий балкон, а в первом – высокое крыльцо. Массивное глухое ограждение лестницы крыльца зрительно усиливало монументальность этого сравнительно небольшого здания. В архитектуре клуба сочетались геометризированные формы и стилизация мотивов деревянного народного зодчества. Свесы кровли большого выноса были украшены резными подзорами. Во 2-й пол. 20 в. к юго-западу от площади в Никологорах появились многоэтажные секционные жилые дома. В 1990-е гг. севернее торговой площади на берегу Погостовки начали строить новый большой краснокирпичный дворец культуры.
К нач. 21 в. Никологоры остаются достаточно ценным в градостроительном и архитектурном отношении поселением с интересными памятниками архитектуры 18 – нач. 20 в.: шатровой колокольней и церковью Рождества Христова, уцелевшими от центрального храмового комплекса, кладбищенской церковью Преображения, промышленными зданиями. Хорошо сохранившаяся жилая купеческая застройка торговой площади 19 – нач. 20 в. отличается масштабным и стилистическим единством и образует вместе с церковными сооружениями незаурядный архитектурный ансамбль.

Литература: Несытов И.Е. О полотняной фабрикации в городе Вязниках с уездом // ВГВ, 1848. № 49. С. 280; О действиях губернских механиков // Журнал мануфактур и торговли. 1848. Ч. 1. № 1-3. С. 193–204; Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т. VI. Ч. 2. Владимирская губерния / Сост. Н.Е. Талызин. СПб., 1852. С. 236, 244; Тихонравов К.Н. Статистический список населенных местностей Владимирской губернии. Владимир, 1857. С. 122; Дубенский Н.Я. О торговых селах Владимирской губернии // Труды ВЭО. 1859. Т. 4. № 11. С. 207, 210, 212; Любимский С.В. Санитарное исследование фабричных заведений Вязниковского уезда. Владимир, 1884. С. 4, 234–237; Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. Владимир, 1890. С. 68–73; Смирнов И.С. География Владимирской губернии. Владимир, 1896. С. 131; Фабрично-заводская промышленность Российской империи. Перечень фабрик и заводов. СПб., 1897. С. 136–141, № 2966, 2985, 2988, 2994, 2995, 2999, 3009; Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып 5. Владимир, 1898. С. 325–329; Памятная книжка Владимирской губернии. Владимир, 1900. С. 66–69; Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир, 1900. Вып. 2. С. 58–67; Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. II. Ч. I. С. 11;
Воронинский С., Черешнев Ф. Коммерческий указатель фабрик, заводов и других промышленных заведений Владимирской губернии. Владимир, 1909. С. 26–33; Фабрично-заводские предприятия Российской империи (исключая Финляндию) / ред. Ф.А. Шобер. Пг., 1914. № 2239 (К), 2242 (К), 2243 (К), 2265 (К), 2266 (К); Конькова Г.И. Проекты памятников Александру Ii и их создатели // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. СПб., 1998. С. 152–161; Сокол К.Г. Монументы империи. М., 2001. С. 150; Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке / Сост. В.П. Машковцев. Владимир, 2003. С. 88–114; Архив АО «Никологорская прядильно-ткацкая фабрика»; Архив музея Никологорской среднеобразовательной школы; Личный архив В.Н. Лебедевой; ГАВО. Ф. 40. Оп. 1. Д. 21225, 21619, 21847; Ф. 379. Оп. 107. Д. 1709; Ф. 391. Оп. 3. Д. 49; Ф. 556. Оп. 6. Д. 76; ИИМК РАН. Ф. Р–III. Д. 391, 392; РГИА. Ф. 383. Оп. 1. Д. 8188; Ф. 515. Оп. 71. Д. 2619; Оп. 86. Д. 913, 1244.
Текст опубликован: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. Часть 2. М., 2009. С.260-270.
Copyright: Государственный институт искусствознания МК РФ; Шорбан Е.А. (текст), Рожков С.С. (фотографии), 2009. All rights reserved. Все права защищены.