Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Вязниковский район
Владимирская область, Вязниковский район
НИКОЛОГОРЫ
ЗАСТРОЙКА УЛ. ПУШКИНСКОЙ, 2-я четв. 19 – нач. 20 в.
ул. Пушкинская, 40, 44, 48, 52, 54, 56, 66.
Одна из старинных улиц села находится в северной части исторического ядра Никологор. Существование здесь, на левом берегу речки Погостовки «Новой слободки» известно с 1678 г. Протяженная улица ориентирована с востока на запад почти параллельно реке. Ее начальный отрезок (до № 50) расположен восточнее перпендикулярной ей дороге на Вязники. После перекрестка почти прямая трасса достигает северо-восточного угла территории старейшей в селе льняной фабрики Городовых, перед заводоуправлением которой сформирована небольшая треугольная площадь. Отсюда улица отклоняется к северо-западу. Образование здесь крупных жилых купеческих усадеб в 19 – нач. 20 в. связано с развитием в Никологорах торговли и льноткацкого фабричного производства, причем последнее в основном было сосредоточено на этом же левом берегу реки (вероятно, между улицей и рекой). Цельный, сравнительно компактный фрагмент застройки сосредоточен на среднем отрезке улицы, приблизительно между упомянутой площадью и домом № 40. Все дома, представляющие наибольшую историко-архитектурную ценность – двухэтажные и в основном каменные (они чередуются с менее значительными и, видимо, более поздними деревянными домиками). Рассматриваемые здания размещаются на северной четной стороне улицы, поставлены с разрывами по красной линии (небольшие палисадники перед ними возникли в 20 в.) и обращены своими главными фасадами к панораме села, которая некогда представляла весьма эффектную картину: в ее центре доминировал стоящий на холме храмовый комплекс, сильно разрушенный в 20 в. К нач. 21 в. от него хорошо сохранилась лишь очень высокая шатровая колокольня, замечательная своим почти «готическим» силуэтом. Особенностью застройки является постановка всех домов 19 – нач. 20 в. длинным фасадом вдоль улицы, что характерно скорее для городской, чем для местной сельской традиции. Первоначально на флангах и позади домов размещались хозяйственные усадебные сооружения, большинство которых, так же, как ворота и ограды, утрачены в 20 в.
Расположенные на упомянутом отрезке постройки разнообразны по времени и стилистике. Наиболее интересен самый ранний, необычно большой для села дом № 40, возведенный предположительно во 2-й четв. 19 в. в формах ампира. Дом № 44 – пример самого распространенного полукаменного купеческого жилья 2-й пол 19. – нач. 20 в. Два следующих по времени здания (№ 56 и 66) кон. 19 – нач. 20 в. демонстрируют характерный для Никологор тип большого купеческого дома периода эклектики. Среди трех построек нач. 20 в., выполненных в стилистике неоклассицизма, два (№ 48 и 52) имеют предельно лаконичное по формам ордерное наружное убранство, тогда как фасад № 54, напротив, насыщен сложным штукатурным декором.
Чрезвычайно интересный комплекс купеческой жилой застройки 19 – нач. 20 в. крупного промышленно-торгового села включает выразительные по архитектуре сооружения разных стилистических направлений: от ампира до эклектики и неоклассицизма.

№ 40. Дом жилой, 2-я – 3-я четв. 19 в. – один из лучших и оригинальных памятников провинциальной жилой архитектуры в формах ампира не только в Никологорах, но и во всей Владимирской обл. Выразительные фасадные композиции сочетаются здесь с несколько «неправильным» исполнением отдельных ордерных элементов, что выдает руку недостаточно профессиональных строителей, вероятно возводивших дом по «присланным» чертежам. Впрочем, это не снижает художественной ценности здания. Стены сложены в открытой краснокирпичной кладке с применением лекального кирпича. Побелка стен нижнего этажа, нарушающая цельное восприятие архитектуры, – поздняя. В советское время разрушена ограда; внутренняя планировка частично изменена при заселении дома несколькими семьями; к боковым и задней сторонам сделаны многочисленные деревянные пристройки (в том числе к западному торцу – дощатая лестничная клетка, к восточному – одноэтажная веранда), частично закрывающие некогда равноценные фасады, каждый из которых имеет декоративное убранство, близкое уличному.
Необычно крупный двухэтажный с подвалом дом, прямоугольный в плане, завершен вальмовой крышей. Высокий первый этаж на всех фасадах отделен от второго профилированным карнизом из двух рядов фигурного кирпича (нижний облом – каблучок, верхний – широкий гусек). Под окнами второго этажа проходит полочка. Главный южный фасад в девять оконных осей имеет симметричную трехчастную композицию. В парадном верхнем этаже, подчеркнутом выразительным декором, средняя более широкая трехосевая часть отмечена четырехколонным портиком. Его приземистые полуколонны с массивными базами подняты на высокие постаменты. Особенностью является отсутствие капителей у полуколонн, чьи слегка сужающиеся стволы продолжаются до самого верха фасада, «прорезая» венчающий стены широкий карниз. В интерколумниях помещено по одному прямоугольному окну, над которым выложена ложная полуциркульная ниша. Еще выше над проемом расположены горизонтальные накладные доски, спускающиеся от карниза (они соответствуют уровню фриза в боковых частях фасада). Фланги фасада верхнего этажа, трактованные как слегка выступающие над подоконной полкой ризалиты, имеют эффектные самостоятельные композиции: три прямоугольных проема (средний более широкий) образуют окно-серлиану с четырьмя тосканскими полуколонками в простенках. Над средним проемом выложена арочная ниша; над боковыми – глубокие круглые нишки. В нижнем этаже на флангах помещены по три окна с клинчатыми перемычками (пропорции проемов близки верхним). В середине фасада – три неглубокие ниши, фланкированные слабо выступающим крупным рустом. Их перемычки украшены клинчатыми замками и угловыми квадратными камнями. В каждой нише расположено прямоугольное окно (среднее ложное). На левом фланге цоколь прорезан подвальными окнами.
Восточный торцовый фасад также трехчастный, во втором этаже доминируют трехосевые фланги, аналогичные соответствующим композициям главного фасада. Центр отличается более скромной трактовкой: его среднее окно имеет боковые полуколонки и выложенную над прямой перемычкой плоскую арочную нишу, два узких окна по сторонам – ложные. На западном торце дома видна композиция левого фланга с окном-серлианой вверху и старым входным проемом с клинчатой перемычкой внизу (сохранилась двустворчатая кованая дверь). На верхних частях заднего северного фасада видны декоративные элементы, аналогичные уличному: колонна центрального портика и окно-серлиана справа.

№ 44. Дом жилой, 2-я пол. 19 – нач. 20 в. Рядовой пример довольно большого полукаменного доходного дома периода эклектики. Кирпичный первый этаж частично покрыт поздней штукатуркой, стены второго рублены с остатком и обшиты тесом. Внутренняя планировка в 20 в. изменена.
Прямоугольный в плане двухэтажный объем завершен вальмовой крышей. Углы закреплены лопатками, в нижнем этаже широкими огибающими, в верхнем – дощатыми, закрывающими выпуски бревен. Такие же элементы делят главный шестиосевой фасад пополам, а торцовые – на широкую южную уличную часть и узкую заднюю. Стены первого этажа заканчиваются ступенчатым карнизом с двумя рядами зубчиков, верхнего – широким дощатым фризом и карнизом большого выноса. В верхнем этаже равномерно расставлены высокие прямоугольные окна в наличниках, украшенных глухой и пропильной резьбой: тонкие парные боковые колонки с многочисленными перетяжками и поясками поддерживают прямой профилированный сандрик со сквозными подзорами. В центре он увенчан ажурным полукруглым гребнем. В той же технике выполнено одно сохранившееся подоконное полотенце. Дополнительный декоративный эффект создает обшивка стен «в елку». В первом этаже в каждой половине главного фасада – по три небольших окна (их оси не совпадают с верхними), чьи лучковые перемычки подчеркнуты двухступенчатыми бровками. На флангах восточного торца здания помещено по одному проему (правый нижний – входной, с козырьком на подкосах).

№ 48. Дом жилой, нач. 20 в. Необычный для сельской архитектуры сравнительно большой дом времени эклектики, в убранстве которого присутствуют мотивы неоклассицизма. Стены, первоначально выполненные в открытой краснокирпичной кладке (сохранившейся у близкого по формам дома № 52), побелены.
Прямоугольное в плане двухэтажное здание под вальмовой крышей имеет асимметричный протяженный главный фасад, с большей правой частью в пять осей и двухосевой левой. В верхнем этаже в простенках небольших прямоугольных окон расположены широкие лопатки, продолженные и в высоком междуэтажном поясе, который ограничен полочками. Западный торец дома во втором этаже разделен аналогичными лопатками на три прясла. Стены завершены гладким фризом. К задней северней стороне примыкают дощатые сени.

№ 52. Дом жилой, нач. 20 в. Редкий для села пример крупного жилого дома в скромных формах неоклассицизма. Стоит на угловом участке при пересечении ул. Пушкинской и дороги на Вязники. Стены выполнены в открытой краснокирпичной кладке, декоративные элементы и широкие откосы окон побелены. Нижний этаж на торцовых фасадах закрыт дощатыми пристройками.
Близкий в плане к квадрату двухэтажный объем завершен вальмовой крышей. К задней северной стороне примыкает большая дощатая лестничная клетка. Фланги фасадов подчеркнуты широкими пилястрами, находящимися в одной плоскости с венчающим высоким гладким фризом, над которым выступает трехступенчатый карниз. Междуэтажный пояс также ограничен полочками (верхняя, в два уступа, проходит под окнами). Небольшие нижние проемы имеют лучковые перемычки слабого подъема. Более высокие прямоугольные окна второго этажа украшены профилированными штукатурными наличниками, над которыми поднимаются доходящие до фриза крупные клинчатые замковые камни. Все фасады дома асимметричны: главный южный разделен пилястрой на левую часть в три оси окон и правую – в две. На левом фланге западного фасада в верхнем этаже – одно окно, на правом – два. Обращенная к дороге восточная стена на левом фланге вверху имеет один заложенный проем.

№ 54. Дом жилой (школа ?) , нач. 20 в. – необычное для сельской застройки здание с чрезвычайно эффектным уличным фасадом, выполненным в подчеркнуто нарядных формах неоклассицизма. Краснокирпичные стены на боковых сторонах оставлены в открытой кладке, на главном фасаде покрыты обильным штукатурным декором. По сведениям старожилов, в советское время дом использовался под школу. К нач. 21 в. здание частично руинировано.
Прямоугольный в плане одно-двухэтажный объем с восточной двухэтажной стороны имеет глухую внешнюю стену, сохранившую на южном фланге на уровне перекрытий металлические анкерные розетки. Южный уличный фасад асимметричен и состоит из левой одноэтажной части с одинаковыми прямоугольными окнами (карниз и западный фланг разрушены) и более узкой правой, двухэтажной, завершенной высоким аттиковым фронтоном и имеющей балкон во всю ширину верхнего этажа. Эта часть в каждом этаже прорезана тремя сближенными прямоугольными проемами и подчеркнута широкими фланговыми пилястрами на постаментах и с массивными профилированными капителями (под нижними капителями – фестоны с кистями). Стволы пилястр отличаются своеобразной обработкой: двойные желобки чередуются с обратными каннелюрами. В узких межоконных простенках поставлены малые пилястры, украшенные каннелюрами (в нижней части – контрканнелюрами) и близкими к тосканским капителями. Под капителью в штукатурке прочерчено кольцо с четырехлепестковой розеткой внутри. Над более широким средним проемом балконной двери выступает большой профилированный архивольт, по сторонам которого поле стены заполнено рамочными филенками. Фасад завершен профилированным карнизом, соединяющим капители фланговых пилястр, и аттиком, увенчанным пологим треугольным фронтоном. Нижняя часть аттика украшена фризом с прочерченным в штукатурке орнаментом классического рисунка и полосой поребрика. В тимпане фронтона помещен лепной венок с расходящейся в стороны волнистой лентой. Балкон огражден глухой, скругленной на углах стенкой, подчеркнутой по краям профилированными тягами. Фрагментарно сохранившаяся левая часть фасада декорирована малыми межоконными пилястрами, аналогичными убранству нижнего этажа двухэтажной части.

№ 56. Дом жилой, посл. четв. 19 – нач. 20 в. Характерный для Никологор пример большого купеческого дома периода эклектики с выполненным в кирпиче выразительным фасадным декором (наиболее близок по формам дом № 66 на той же улице). Стены, первоначально остававшиеся в открытой кладке, в нижнем этаже покрыты побелкой.
К прямоугольному двухэтажному вытянутому вдоль улицы объему под вальмовой крышей сзади примыкают обширные двухэтажные сени. Углы закреплены поэтажными огибающими рустованными лопатками разного рисунка: в верхнем этаже руст в четыре ряда кладки чередуется с одним рядом междурустья; в нижнем – наоборот. Стены отмечены горизонталями невысокого цоколя, междуэтажной двухступенчатой полочки и широкого венчающего карниза с полосой сухариков. На почти симметричном уличном фасаде в верхнем этаже равномерно расставлены шесть крупных окон, лучковые перемычки которых подчеркнуты массивными профилированными выгнутыми сандриками, опирающимися на продолжения боковых стоек наличников. Под окнами, в основании соединенными общей полкой, размещены горизонтальные ниши. В левой половине нижнего этажа три высоких окна с веерными перемычками расположены по осям верхних проемов; простенки отмечены рустованными лопатками. Три меньших прямоугольных окна правой части, возможно, переделаны из большого проема проездной арки. На западном торце дома в правой половине верхнего этажа ? три окна, на левом фланге – одно (их декор аналогичен главному фасаду). В первом этаже, разделенном лопатками на три прясла, в средней и левой частях расположены, соответственно, один и два проема.

№ 66. Усадьба, посл. четв. 19 – нач. 20 в. Одно из наиболее хорошо сохранившихся владений в застройке улицы включает жилой дом и небольшой хозяйственный корпус.

Дом жилой – типичный для Никологор пример крупного купеческого дома периода эклектики с выполненным из кирпича выразительным фасадным декором (аналогичные формы применены на фасаде местной женской земской школы). Стены сложены в лицевой кладке. Прямоугольный в плане двухэтажный объем завершен вальмовой крышей. Углы подчеркнуты широкими поэтажными огибающими лопатками с разным рисунком руста: в верхнем этаже выступы руста высотой в четыре ряда кладки чередуются с междурустьями в один ряд; в нижнем этаже – наоборот. Стены отмечены горизонталями невысокого цоколя, двухступенчатой междуэтажной полки (с белокаменными угловыми плитами), верхней подоконной полочки и широкого венчающего карниза с рядом сухариков. Центр симметричного уличного фасада в семь осей окон акцентирован возвышающимся над карнизом фигурным аттиком, над флангами поставлены массивные тумбы. В левой части нижнего этажа четыре окна прорезаны по осям верхних проемов, а более узкая правая часть имеет одно широкое окно, вероятно, переделанное из проездной арки. В первом этаже окна с лучковыми перемычками обведены профилированными штукатурными наличниками. Более крупные верхние проемы украшены высоко поднятыми дугообразными профилированными сандриками, опирающимися на боковые стойки наличников, и подоконными горизонтальными филенками. В средней филенке сохранилась овальная металлическая табличка с надписью «Первое Российское Страховое Общество. 1827». Аттик с дугообразным подвышением прорезан двумя арочными слуховыми окнами и украшен пятью пилястрами. На его карнизе уцелел просечной металлический подзор. Широкие фланговые тумбы разделены тонкими лопатками на три прясла, в среднем квадратном выложено кольцо. На юго-восточном углу дома уцелел фрагмент старой водосточной трубы с фигурной четырехгранной воронкой, украшенной профилированным карнизом, цветком под ним и ажурной просечной каймой геометрического рисунка вверху.
На обоих торцах дома в верхнем этаже редко расставлены по три окна, декорированные аналогично главному фасаду.
К западу от дома по красной линии поставлен одновременный ему, выполненный в смешанной технике одноэтажный хозяйственный корпус под двускатной крышей. На углах его уличного торцового фасада кирпичные столбы обработаны под рустованные лопатки, аналогичные лопаткам дома; плоскость стены зашита тесом. Дом и хозяйственный корпус соединены глухими деревянными воротами.

Литература: Скворцов А.И. Художественный металл Гороховца // Памятники истории и культуры. Ярославль, 1988. С. 180–188.
Текст опубликован: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. Часть 2. М., 2009. С.270-277.
Copyright: Государственный институт искусствознания МК РФ; Шорбан Е.А. (текст), Рожков С.С. (фотографии), 2009. All rights reserved. Все права защищены.