Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Вязниковский район
Владимирская область, Вязниковский район
НИКОЛОГОРЫ
ЗАСТРОЙКА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДИ, 1-я пол. 19 – нач. 20 в.
ул. Советская, 1, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 29а.
Площадь расположена в центре Никологор, занимает прямоугольный вытянутый с востока на запад участок, имеющий уклон рельефа к западу, а в верхней половине – и к северу, в сторону речки Погостовки. В восточной части площади возвышается пологий холм, на котором ближе к его западной бровке стоит очень высокая шатровая колокольня, доминирующая над площадью и всей округой. Рядом находятся две частично сохранившиеся церкви Николая Чудотворца и Рождества Христова, некогда образовывавшие замечательный храмовый комплекс. К площади сходятся многочисленные дороги из окрестных поселений: у северо-восточного угла по пер. Пушкинскому – из Вязников, у юго-восточного – из Холщёва и Буркова, у середины западной стороны – из Эдона и Стёпанцева. В восточной части протяженной южной стороны на площадь выходит ул. Базарная, а в середине северной стороны начинается Судейский пер., ведущий вниз к реке и в так называемую Новую слободку на ее противоположном берегу.
Начало формирования этой обширной площади относится к 17–18 вв., на протяжении которых слобода при Никологорском погосте становилась все более крупным центром торговли и льняного производства. Во 2-й пол. 18 в. население слободы и прихожан из почти тридцати окрестных деревень стало достаточно обеспеченным, чтобы построить на погосте два каменных храма и колокольню. С 1788 г., согласно определенным по всей Владимирской губернии официальным торговым дням, в Никологорах еженедельные базары устраивались по субботам, а две ярмарки – в зимний праздник Николая Чудотворца и на девятую пятницу после Пасхи. В 1807 г. на южной границе села на средства прихожан построена третья каменная кладбищенская церковь Преображения. Одновременно в нач. 19 в. росло и экономическое значение Никологор, о чем свидетельствует возведение на площади в 1813 г. на средства Департамента уделов постоянных торговых лавок.
В этот период (или чуть ранее, в кон. 18 в.) поселение, в соответствии с градостроительной практикой того времени, должно было получить регулярный план с разбивкой основных кварталов и красных линий. Периметральная застройка площади на основе регулярного плана осуществлялась преимущественно кирпичными двухэтажными купеческими домами, самые ранние из которых традиционно ставились на наиболее ответственных местах – в первую очередь на угловых участках, чтобы закрепить красные линии и высотность. Среди таких сооружений в формах классицизма (и даже с отдельными мотивами раннего классицизма), обобщенно датируемых 1-й пол. 19 в., – угловые дома № 11 и 28. К этой же группе, судя по отдельным сохранившимся первоначальным формам, относятся и дома № 7, 22, 24, 25, 26. Появление на площади новых больших купеческих домов совпало не только с развитием торговли, но и с подъемом льняного производства в кон. 1820-х – нач. 1830-х гг., когда были основаны две первые крупные фабрики Городовых и Федяниных. Очередной подъем льняного предпринимательства пришелся в Никологорах на сер. – 3-ю четв. 19 в.. когда возникли фабрики Зелениных, Болотина, Зайцева. В этот период на площади появились двухэтажные каменные дома в скупых формах позднего классицизма (№ 8, 9, 10, 14, 29).
В середине площади размещались постоянные и временные торговые сооружения, однако размах торговли в отдельные дни был так велик, что базар распространялся на близлежащие территории: по данным одного из рапортов 1840-х гг., во время больших базаров и ярмарок «...не только площадь и большая улица, но и все прилегающие улицы и площадки около церкви заняты бывают торговцами». Согласно чертежам нач. 1840-х гг., на площади стояли по крайней мере два ряда одноэтажных кирпичных (?) лавок в формах классицизма. Фасады протяженных одноэтажных зданий были разделены пилястрами на одинаковые прясла, с крупными проемами окон и дверей лавок; стены рустованы. После пожара 1842 г. 12 лавок были возобновлены на удельный капитал и переданы в оброк крестьянину Цепелеву с правом раздачи торговцам под размещение товаров. Цепелев вскоре выстроил еще 12 лавок и полки. Во 2-й пол. 19 в. число торговых сооружений вновь увеличилось. О составе и размещении зданий посреди площади можно судить по архивному плану 1867 г. На ближайшей к храмам половине площади находились по крайней мере три ряда лавок разной протяженности, вытянутых с востока на запад. Центральная зона площади показана пустой, а в ее западной половине на продольной оси находились отдельно стоявшие здания таможни, пожарного сарая, трактиров и питейного дома. В 1875 г. на площади (видимо, в восточной части) на средства прихожан была возведена большая часовня (не сохр.).
Новый этап развития торговли и льняной промышленности пришелся на посл. четв. 19 – нач. 20 в., когда в Никологорах и окрестных деревнях появились механические льнопрядильные и ткацкие фабрики. В это время на площади построено несколько домов с нарядным выложенным из кирпича декором в формах эклектики. Наиболее интересны из них дома № 4 (Городовых ?) и 18, поставленные на угловых участках, а также новое общественное здание – возведенная в 1884 г. на средства Я.В. Городова земская женская школа (№ 1), приписанная к Христорождественской церкви. Архитектурная мода коснулась и более ранних сооружений, многие из которых получили новый штукатурный декор в духе эклектики или неоклассицизма (№ 7, 10, 17, 29 и др.). Показательно, что на площади уже не хватало места для новых усадеб окрестных купцов, и несколько богатых владений возникают в так называемой Новой слободке (ул. Пушкинская). Формирование главной площади Никологор, которая к нач. 20 в. приобрела вполне городской вид, увенчалось открытием на ней в 1912 г., на собранные по подписке деньги, памятника Александру II (не сохр.) Его возвели по распространенному типовому проекту 1870 г. (скульптор – известный мастер немецкого происхождения, выпускник мюнхенской Академии художеств, Иоганн Гальбах, автор знаменитых атлантов на фасаде Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге).
Простая планировка площади сохранилась к нач. 21 в. без серьезных утрат среди жилых сооружений. Единое вытянутое с востока на запад пространство имеет цельную, выдержанную в едином масштабе периметральную застройку. Одинаковые по высоте и близкие по размерам дома стоят по красным линиям с разрывами. Исключением являются две пары примыкающих друг к другу домов (№ 8, 10 и 24, 26), а также сплошной фасадный фронт из трех зданий, сформировавшийся уже в нач. 20 в. (№ 14, 16, 18). Типологически большинство домов (несомненно, возводившихся на основе различных образцовых проектов) относятся к одному варианту купеческого дома с лавкой: с верхним жилым этажом и нижним торговым (или смешанным по функции). Многие в первом этаже имели сводчатые проезды во двор. Такой проезд сохранился у дома № 24, а у других был застроен (№ 17, 22 и др.). Вследствие расположения на большой ярмарочной площади, ряд домов, скорее всего, целиком использовались как доходные и были заняты магазинами, постоялыми дворами, трактирами и т.д. Вместе с тем, некоторые поздние особняки (№ 4, 18), возможно, полностью использовались для проживания владельцев. По сравнению с современным состоянием, в нач. 20 в. на площади было больше деревянных домов, видных на фотографиях того времени (например, по сторонам дома № 22 стояли два деревянных здания под двускатными крышами). За редким исключением, в зоне площади утрачены все хозяйственные постройки, ограды и ворота владений, а также большинство интерьеров.
Комплекс застройки площади Никологор – редкий хорошо сохранившийся пример большой главной площади крупного торгово-промышленного села, сформировавшейся в 18 – нач. 20 в. Включает более двух десятков двухэтажных, в основном кирпичных, домов 19 – нач. 20 в. разного времени и стилистики: от построек в стиле классицизма (иногда с архаичными мотивами раннего классицизма) до зданий в формах эклектики и неоклассицизма. Особую выразительность придает площади гармоничная соразмерность монументального храмового комплекса и низкой жилой застройки.

№ 1. Школа земская женская, кон. 19 в. Пример характерного для периода эклектики сельского учебного заведения. Расположена в начале южной стороны площади, главным фасадом обращена к храмовому комплексу. Построена в 1884 г. из кирпича, стены снаружи побелены. Позднее увеличена приблизительно такой же по объему пристройкой с запада, повторяющей архитектурные формы первоначального здания.
Одноэтажное прямоугольное сооружение с вальмовой кровлей сильно вытянуто по оси восток–запад. Нижняя часть стен отмечена выступом цоколя, в завершении – широкий карниз с поребриком и сухариками; на углах и в месте примыкания пристройки поставлены плоские пилястры, карниз на них раскрепован. На каждом фасаде первоначальной части и на боковых стенах пристройки по пять часто расположенных окон с лучковыми перемычками (один проем в пристройке – дверной); исключение составляет западный торец, где всего два окна. Все они обведены легкими штукатурными рамками, в старом объеме – профилированными, а также дополнены сандриками, повторяющими изгиб перемычки.
Две части здания внутри разделены капитальной поперечной стеной с проемом в центре. Потолки в ряде первоначальных помещений украшены лепниной, в одной из комнат сохранилась белая каменная печь.

№ 4. Дом жилой Городовых (?), кон. 19 – нач. 20 в. Один из лучших в селе купеческих домов в формах эклектики выделяется нарядным выложенным из кирпича декором. Стоит на северной стороне площади, на угловом участке, напротив храмового комплекса. Выстроен в лицевой кирпичной кладке. С запада к нему примыкали кирпичные ворота, на месте которых в кон. 20 в. сделана равновысокая дому пристройка из силикатного кирпича. На главном фасаде утрачены угловые парапетные тумбы и стоявший по средней оси фигурный аттик с парой арочных слуховых окон (аналогичные элементы уцелели на доме № 18); на восточном – балкон второго этажа. Частично изменена внутренняя планировка. В глубине участка стоит сарай.
Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей вытянут с севера на юг и выходит на площадь торцом в пять осей окон. Края южного и восточного фасадов выделены лопатками (в первом этаже – с ширинками), стены разделены междуэтажным карнизом; более развитый карниз с частыми ступенчатыми кронштейнами завершает фасады. Одинаковые в обоих этажах широкие подоконные пояса включают карниз в уровне подоконников и горизонтальные филенки под проемами. Окна с лучковыми перемычками обведены рамочными наличниками с необычно высокими пятирядными сандриками. На восточном, также пятиосевом фасаде в середине верхнего этажа проем балконной двери переделан в окно; пары окон по сторонам сдвинуты к флангам.
Ворота первоначально вели в крытый проход вдоль западной стены, в середине которой находится вход в дом. Одинаковые в обоих этажах поперечные сени-коридор разделяют парадные комнаты южной части и меньшие жилые северные. В сенях размещается лестница на второй этаж. До недавнего времени в интерьерах сохранялись тянутые штукатурные карнизы, филенчатые двери, в самом большом угловом (юго-восточном) помещении верхнего этажа – угловая кафельная печь; на втором этаже в восточной стене коридора уцелели двустворчатые балконные двери с фигурной расстекловкой и цветными стеклами. Под северо-западным углом дома размещается небольшой подвал, перекрытый сводиками по балкам.
Прямоугольный в плане кирпичный сарай имел, видимо, многофункциональное назначение. Его восточное крыло, возможно, использовалась для хранения телег или экипажей. Над одноэтажной квадратной в плане средней частью под вальмовой крышей возвышается вытянутый с севера на юг второй этаж, крытый на два ската. В середине восточной стены – широкий прямоугольный проем ворот, слева от него – небольшое окошко с лучковой перемычкой.

№ 6. Дом жилой, 2-я пол. 19 в. Характерный для своего времени купеческий дом в скромных формах классицизма. Поставлен по красной линии застройки, обращен главным южным фасадом к храмовому комплексу. Кирпичные стены, первоначально остававшиеся в открытой кладке, ныне покрыты толстым слоем штукатурки «под шубу», которая почти скрыла выложенный из кирпича фасадный декор. К нач. 2007 г. восточная часть дома полуразрушена; в первом этаже пробиты новые широкие окна.
Прямоугольный двухэтажный объем завершен вальмовой крышей. Симметричный уличный фасад в пять окон на втором этаже имеет фланговые рустованные лопатки и широкий многорядный венчающий карниз. На боковом западном фасаде в левой половине верхнего этажа расположены три окна (среднее – с лучковой перемычкой).

№ 7. Дом жилой, 1-я пол. 19 в., нач. 20 в. Типичный для Никологор пример среднего по размерам купеческого дома со сложной строительной историей. Здание 1-й пол. 19 в., выполненное в стилистике классицизма, в нач. 20 в. поверх кирпичного ордерного декора получило новое штукатурное убранство в духе неоклассицизма. Стены кирпичные, побелены по штукатурке. С запада сделана пристройка из силикатного кирпича.
Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой крышей выходит на красную линию площади северным торцом, смотрящим на храмовый комплекс. Сзади примыкает дощатая лестничная клетка. Симметричный главный фасад разделен каннелированными поэтажными лопатками (фланговые поставлены с выпуском углов) на три одинаковых прясла с одним окном в каждом: верхние – прямоугольные, нижние – с лучковой перемычкой. Стены главного и протяженного восточного фасадов отмечены широкими выложенными из кирпича междуэтажным карнизом и венчающим антаблементом, которые находятся в одной плоскости с лопатками. Протяженный восточный фасад имеет аналогичный декор и также почти симметричен. На правом фланге первого этажа здесь сохранился первоначальный оконный (?) проем с лучковой перемычкой, заключенный в прямоугольную нишу (вероятно, в такие же ниши были помещены нижние окна главного фасада).

№ 8, 10. Дома жилые, 2-я пол. 19 в. (?), нач. 20 в. Два дома, поставленные единым фасадным фронтом по красной линии площади, образуют одно из наиболее крупных зданий в комплексе застройки. Обе части – восточная (№ 8) и западная (№ 10) – судя по одинаковому уровню и ритму окон, выстроены одновременно. В нач. 20 в. западная часть была переделана: ее окна расширены и получили лучковые перемычки, а фасады покрыты обильным штукатурным декором высокого рельефа в духе эклектики. Кирпичные стены, первоначально по местной традиции оставленные в открытой кладке, побелены.
Прямоугольное двухэтажное с подвалом здание под высокой вальмовой крышей вытянуто вдоль площади. Обращенный к храмовому комплексу главный южный фасад, в 12 осей окон, симметричен. Он разделен пилястрами на три части – среднюю узкую в две оси (внизу здесь изначально могла быть проездная арка) и боковые – в пять осей каждая. Правая часть фасада в обоих этажах сохранила классицистическую структуру: вытянутых пропорций редко расставленные прямоугольные окна без обрамлений и тонкую полочку венчающего карниза. Среднее узкое прясло и левая часть фасада, а также западный торец дома отличаются чрезвычайно пышным штукатурным убранством. Стены отмечены горизонталями широкого венчающего антаблемента и одинаковых по высоте цоколя и междуэтажного пояса, которые ограничены профилированными карнизами. В междуэтажном поясе под верхними окнами помещены по три рамочные филенки, фланкированные короткими лопатками со стилизованными лепными колосьями и кренделями (возможно, дом принадлежал булочнику). Филенки под нижними окнами заполнены процарапанным в штукатурке орнаментом. Западные углы здания и среднее прясло уличного фасада подчеркнуты широкими поэтажными пилястрами, украшенными во втором этаже каннелюрами, а в первом – массивным рустом двух типов (с «алмазной гранью» и треугольного сечения). Окна в рамочных наличниках мелкой профилировки в верхнем этаже подчеркнуты поднятыми над перемычками массивными выгнутыми сандриками с тяжелыми боковыми креповками. На третьей от угла оси западного шестиосевого фасада (проемы здесь сдвинуты парами) устроен вход.

№ 9. Дом жилой, сер. 19 в. (?), нач. 20 в. Характерный для Никологор сравнительно небольшой дом со сложной строительной историей. Первоначально возведенное в формах классицизма здание в нач. 20 в. получило штукатурный декор в духе эклектики. Кирпичные стены во втором этаже побелены по штукатурке нач. 20 в., в первом – в кон. 20 в. покрыты «под шубу» и в них пробиты два больших окна; тогда же с восточной стороны сделана одноэтажная пристройка.
Прямоугольный двухэтажный объем под вальмовой крышей вытянут в глубь участка. С западной стороны к дому примыкают дощатые сени. Узкий главный северный фасад, в три окна в верхнем этаже, украшен тянутыми профилированными карнизами – междуэтажным и венчающим, а также фланговыми поэтажными лопатками (вверху – с каннелюрами, внизу – с рустом). Высокие прямоугольные окна второго этажа отмечены выложенными из кирпича подоконными полками и широкими штукатурными рамочными наличниками с уширениями-ушами на верхних углах. Под окнами в горизонтальных филенках помещены лепные букеты.

№ 11. Дом жилой с лавками, 1-я пол. 19 в. Лучший в Никологорах пример жилой архитектуры в формах классицизма. Расположен к югу от храмового комплекса на композиционно важном угловом участке при выходе на площадь ул. Базарной. Построен из кирпича и оштукатурен; в кон. 19 – 20 в. к флангам обоих уличных фасадов сделаны пристройки, заложены и пробиты ряд проемов, частично изменена планировка.
Прямоугольный в плане объем имеет скругленную угловую часть. К южному торцу примыкает деревянная лестничная клетка. Уличные северный и восточный фасады (соответственно в пять и шесть оконных осей) отмечены выступом цоколя, а также широким мелко профилированным междуэтажным карнизом и венчающим антаблементом с гладким фризом. В простенках первого этажа поставлены пилястры, второго – лопатки. Средняя часть главного северного фасада акцентирована в первом этаже слабо выступающим ризалитом с тремя проемами (растесаны), а во втором – водруженным на него четырехколонным портиком. Его невысокие колонны имеют кубические постаменты, профилированные базы и упрощенные по рисунку капители. Портик завершен крутым треугольным фронтоном с полуциркульным окном в тимпане. Прямоугольные без обрамлений проемы отмечены подоконными нишками: в нижнем этаже – прямоугольными, с полукруглыми накладными фартуками, в верхнем – горизонтальными шестиугольными. В левом нижнем окне сохранились железные ставни с накладными коваными полосами, пересекающимися под прямым углом и украшенными репьями. На скругленном углу в первом этаже расположен широкий вход в магазин (?), украшенный выложенными над перемычкой веерными нишками.
Необычная планировка первого этажа свидетельствует о его торгово-хозяйственной функции. Он разделен на две части вытянутым с запада на восток широким коридором, вход в который устроен в западной стене дома. Из коридора две двери ведут в отдельные помещения лавок – небольшое угловое и выходящее на главный фасад обширное северное в четыре окна. У каждой из лавок собственный вход с улицы. Несколько меньшая южная часть первого этажа не имеет связи с коридором и разделена капитальной стеной на два одинаковых изолированных помещения с входами, соответственно, с юга и запада. Сильно переделанный верхний жилой этаж, вероятно, имел планировку с круговым обходом. К западной стене дома примыкает вторая (поздняя ?) кирпичная лестничная клетка, ведущая с улицы на второй этаж.

№ 15. Дом жилой с лавкой, 2-я пол. 19 в. – нач. 20 в. Типичный для Никологор сравнительно небольшой купеческий дом периода эклектики с преобладанием мотивов классицизма в декоре. Стены кирпичные, со следами поздней побелки, первоначально были оставлены в открытой кладке; штукатурные декоративные элементы побелены.
Двухэтажное, близкое к квадратному в плане здание завершено вальмовой крышей. Широкие трехступенчатые междуэтажный и венчающий карнизы выложены из кирпича. Выходящий на красную линию площади северный фасад почти симметричен. В верхнем этаже здесь равномерно расположены пять прямоугольных окон. В правой части нижнего этажа по тем же осям прорезаны три проема (средний, повышенный и широкий, – вход в лавку (?); на левом фланге размещена лишь широкая дверь с высокой лучковой перемычкой (ее ось не совпадает с верхними окнами). Все проемы, за исключением широкого правого, подчеркнуты выложенными из кирпича крупными клинчатыми замковыми камнями; верхние окна, кроме того, имеют изящные штукатурные подоконные полки и рамочные наличники. Сохранилась двустворчатая кованая дверь.

№ 17. Дом жилой с лавкой, 2-я пол. 19 – нач. 20 в. Характерный для провинции большой дом периода позднего классицизма с использованием в штукатурном декоре нач. 20 в. элементов неоклассицизма и эклектики. Расположен в средней части площади, поставлен по красной линии ее южной стороны на повышающемся в глубь владения участке. Построен из кирпича и оштукатурен. В кон. 20 в. к заднему фасаду сделана большая пристройка из силикатного кирпича, целиком перепланирован второй этаж. Утрачены завершавшие главный фасад угловые парапетные тумбы и центральный фигурный аттик. Еще в кон. 1970-х гг. на южном фланге восточного фасада (внутри широкого проезда во двор) сохранялись красивые двустворчатые филенчатые ворота, а в некоторых окнах – волнисто-ромбические кованые решетки.
К основному прямоугольному двухэтажному объему под вальмовой крышей со двора примыкает пристроенное на руб. 19 – 20 вв. двухэтажное узкое хозяйственное крыло, вытянутое в глубь участка. Главный северный фасад в семь окон по второму этажу в целом сохранил первоначальную структуру. Средняя его часть выделена поэтажными четырехпилястровыми портиками с постаментами в подоконных поясах. Такие же пилястры расположены на углах. Двухосевые фланги различны по ширине и первоначально, видимо, имели в первом этаже другую композицию: узкий левый был прорезан аркой проезда во двор; правый имел крайнее окно (заложено, сохранилась подоконная филенка) и вход в лавку (от него остался лучковый архивольт, под которым пробиты широкие ворота). Главный и восточный фасады отмечены горизонталями цоколя, широких подоконных поясов (включающих накладные филенки в ширину проемов), междуэтажного карниза с зубчиками и более широкого венчающего карниза. Прямоугольные окна в рамочных наличниках в верхнем этаже подчеркнуты прямыми сандриками на кронштейнах. На протяженном восточном фасаде в средней части расположен вход, защищенный металлическим козырьком с коваными S-образными деталями. Такими же элементами украшен небольшой металлический ставень одного из окон (позднего, меньшего по размерам).
Планировка первого этажа отражает его торгово-хозяйственное назначение. Здание на всю глубину разделено капитальными стенами на три неравные по ширине части. Вдоль восточной стороны вытянуто единое помещение бывшего проезда, перекрытое коробовым сводом. Из проезда двое дверей ведут в два помещения средней части, разделенные поперечной капитальной стеной. Вдоль западной внешней стены вытянуто единое (более широкое, чем проезд) помещение лавки (?), возможно, изначально имевшее поперечную стену.

№ 14, 16, 18, 20. Усадьба Городовых (?), 2-я пол. 19 – нач. 20 в. Большая купеческая усадьба эпохи эклектики, по размерам и уровню архитектуры характерная скорее для города, чем для села. Расположена в середине северной стороны торговой площади и играет важную композиционную роль в ее застройке. Угловой прямоугольный участок владения с запада ограничен Судейским пер., спускающимся в сторону реки и фабрики Городовых. Три здания усадьбы – стоящий на углу главный дом (№ 18), восточный флигель (№ 14) и размещенная между ними лавка (№ 16) – поставлены по красной линии площади и образуют единый южный «фасад» комплекса. Четвертое здание, северный флигель (№ 20), стоит позади главного дома и выходит западным фасадом на красную линию переулка. Все сооружения кирпичные. Постройки усадьбы разновременны и различны по стилистике: наиболее ранний восточный флигель выполнен в скромных формах классицизма; остальные сооружения демонстрируют различные вариации эклектики.

Главный дом, кон. 19 – нач. 20 в. – один из ярких памятников жилой архитектуры эпохи эклектики в области. Фасады выполнены в лицевой кладке с применением лекального кирпича, верхняя часть венчающего карниза с южной и западной сторон – из белокаменных блоков; отдельные элементы наружного убранства выделены побелкой. На рубеже 20 – 21 вв. на главном южном фасаде растесаны до квадратных нижние окна, цоколь покрыт толстым слоем цемента, что привело к утратам выложенного из кирпича декора.
Двухэтажное с подвалом прямоугольное в плане сооружение завершено вальмовой крышей. К восточному торцу примыкает чуть пониженный узкий объем лестничной клетки. На симметричных южном и западном фасадах, соответственно, в пять и четыре оси проемов, в обоих этажах равномерно расставлены крупные окна с лучковыми перемычками. В дополнительном правом прясле южного фасада находится главный вход, над ним – лестничное арочное окно с упрощенной висячей гирькой; дверь в магазин в середине этого фасада – поздняя (?). Многорядный междуэтажный карниз включает пояски валика, зубчиков и мелких арочек. Крупные ступенчатые кронштейны поддерживают высокий венчающий карниз, нижняя часть которого выполнена из кирпича, а верхняя – из профилированных белокаменных блоков (их сечение состоит из крупных полувала и каблучка). Нижние окна украшены широкими перспективными рамочными наличниками (сохранились на западном торце) и выложенным над каждой перемычкой кольцом. Нарядные обрамления верхних проемов имеют боковые пилястры и высоко поднятые прямые профилированные сандрики с зубчиками. В простенках обоих этажей поставлены стилизованные пилястры (на флангах парные), украшенные в первом этаже побеленным квадратным рустом с алмазной гранью, а во втором – вертикальными нишами на всю высоту и ромбовидными ступенчатыми нишками над капителями. Постаменты пилястр дополнены квадратными нишами, под верхними окнами – по круглой филенке. Над углами и средними осями уличных фасадов уцелели характерные для Никологор массивные парапетные тумбы и фигурные аттики. Большой аттик южного фасада прорезан двумя узкими арочными чердачными окнами; лестничная клетка также завершена ступенчатым аттиком с килевидным кокошником в вершине Арочное окно парадной лестницы украшено наборным наличником из узких шестигранных и прямоугольных элементов.

Восточный флигель, сер. – 2-я пол. 19 в. Характерное для Никологор небольшое жилое здание в скромных формах классицизма. Главный южный фасад побелен. У вытянутого в глубь участка северного каменно-деревянного крыла стены верхнего этажа рублены с остатком и обшиты тесом. В нач. 20 в. дом имел двускатную крышу и неоштукатуренный кирпичный фасад с побеленными оконными наличниками.
Двухэтажный прямоугольный объем завершен вальмовой крышей. Симметричный уличный фасад в три оси окон отличается простым выложенным из кирпича декором: междуэтажная полка и узкие венчающие фриз и ступенчатый карниз. В верхнем этаже на флангах и в простенках помещены широкие лопатки. Прямоугольные окна (нижние начинаются почти от тротуара) украшены выступающими на перемычках клинчатыми замковыми камнями.

Лавка – небольшая сельская торговая постройка в кирпичном стиле. Южным фасадом поставлена по красной линии улицы, примыкает к соседним домам. Сооружена в 1910-е – 20-е гг. из кирпича и побелена.
Низкое одноэтажное прямоугольное в плане здание вытянуто в глубь участка и увенчано пологой кровлей на четыре ската. На уличном фасаде по сторонам входной двери расположены два широких, типичных для лавок окна-витрины с железными складными ставнями. Декор состоит из широких лопаток, целиком занимающих межоконные простенки, и трехчастного нарядного карниза, состоящего из нависающих друг над другом лент зубчиков, городков и сухариков. Сильные выносы кирпичной кладки обеспечивают выразительную игру светотени. Завершают фасад три аттика: над входом – треугольный, со срезанной вершиной и тумбами по сторонам, увенчанный тремя башенками; по краям – в виде срезанных полукружий.
Единое помещение лавки (позднейшие перегородки делят его на ряд частей) перекрыто продольными кирпичными сводиками на металлических балках, которые посредине поддерживаются тремя поставленными в ряд круглыми столбами.

Северный флигель, кон. 19 – нач. 20 в. Пример типичного для Никологор крупного доходного здания в скромных формах эклектики. Стены оставлены в открытой кладке. К южному торцу в 1990-е гг. сделана небольшая равновысокая пристройка из красного кирпича; на западном фасаде пять нижних окон заложены.
Двухэтажный прямоугольный объем вытянут с севера на юг и завершен вальмовой крышей. На главном западном фасаде в обоих этажах равномерно расположены восемь окон с лучковыми перемычками. Стены отмечены горизонталями тонких подоконных и междуэтажной полочек, венчающих фриза и ступенчатого карниза с тремя рядами зубчиков. Фланги фасада закреплены лопатками, в первом этаже украшенными ромбовидными ступенчатыми нишками. Окна в узких рамочных наличниках дополнены высоко поднятыми ступенчатыми сандриками. Под проемами – небольшие прямоугольные ниши.

№ 22. Дом жилой, 1-я пол. 19 в., 2-я пол. 19 в. Интересный пример большого купеческого жилого дома со сложной строительной историей. Объем, выходящий на красную линию площади южным фасадом, возведен предположительно в 1-й пол. 19 в. и фрагментарно сохранил классицистический фасадный декор. Во 2-й пол. 19 в. к нему со стороны двора пристроили стилистически нейтральный протяженный корпус. Стены кирпичные, побелены по штукатурке. В 1935 г. здание было выкуплено под производственные нужды Никологорской швейной фабрикой, в связи с чем изменена внутренняя планировка, а на главном фасаде в первом этаже пробиты большие квадратные окна; верхние окна южного объема расширены. Первоначально главный шестиосевой фасад в первом этаже имел характерную для многих домов на площади композицию – в правой его части по осям верхних окон располагались три узких проема (два окна по сторонам входа в лавку); в левой части на не совпадающих с верхними осях было два проема – окно на фланге и дверь под массивным козырьком. Над венчающим карнизом по углам возвышались массивные парапетные тумбы, а на средней оси – фигурный аттик со слуховым окном.
Двухэтажное под вальмовой крышей здание состоит из близкого в плане к квадрату большого жилого дома и примыкающего к нему с севера чуть пониженного узкого корпуса, вытянутого в глубь участка. Небольшая двухэтажная пристройка у восточной стороны дома датируется 1930-ми гг. Симметричный уличный фасад во втором этаже разделен лопатками на шесть прясел, в каждом из которых помещено по окну (седьмое правое окно относится к пристройке). Над лопатками проходит широкий гладкий фриз; выше размещаются отодвинутый вглубь второй фриз и подшивной карниз большого выноса (оба дощатые). Под прямоугольными окнами находятся крупные горизонтальные накладные доски со срезанными углами (ширина досок говорит о первоначальных габаритах проемов), над перемычками – высоко поднятые узкие лежачие нишки; у крайнего левого окна на перемычке уцелел клинчатый замковый камень. Переход от нижнего этажа к более узкому верхнему осуществляется двумя уступами кладки. На западном фасаде во втором этаже размещено пять окон.
На продольных фасадах северного дворового корпуса во втором этаже часто прорезаны прямоугольные окна и проходит тонкий штукатурный карниз. В северной части здание пересекал поперечный проезд с коробовым сводом (переделан во внутренний коридор).

№ 23. Дом жилой с лавкой, кон. 19 в., 2-я четв. 20 в. Пример характерного для кон. 19 в. скромного купеческого полукаменного дома периода эклектики. Выходит на красную линию северным фасадом. Первый этаж кирпичный, побелен по обмазке; стены верхнего деревянного этажа заново срублены с остатком предположительно во 2-й четв. 20 в. В кон. 20 в. к западному торцу сделана пристройка из силикатного кирпича; на главном фасаде три первоначальных окна с лучковыми перемычками заменены на четыре прямоугольных проема.
Двухэтажный прямоугольный корпус завершен вальмовой крышей. На продольном уличном фасаде в первом этаже сохранились фрагменты наружного убранства: средняя и фланговые пилястры и трехступенчатый карниз, который в левой части стены тремя волнами изгибается над перемычками старых окон. В правой части фасада расположен один входной проем с лучковой перемычкой, в котором уцелела железная кованая дверь.
№ 24, 26. Дома жилые, сер. – 2-я пол. 19 в. (?). Два типичных для Никологор сравнительно крупных здания в скромных формах классицизма, примыкающие друг к другу, составляют важную часть исторической застройки площади. Расположены в ее западной части, образуют единый отрезок северной фасадной линии. Стены кирпичные, со следами поздней побелки; у западного дома № 26 утрачены многие элементы фасадного декора.
Единый образованный двумя зданиями прямоугольный двухэтажный объем подведен под общую вальмовую крышу. К дому № 26 сзади примыкает равновысокое каменно-деревянное крыло. При равных уровне и высоте окон композиции фасадов различны. Фасад дома № 24, с пятью окнами во втором этаже, асимметричен: в правой части нижнего этажа на тех же осях помещены три окна, а в левой – большая арка проезда во двор. На ее лучковой перемычке сохранился штукатурный карниз; у проемов – кирпичные подоконные полки. Стена разделена междуэтажной полкой, продолжающейся на соседнем доме.
Симметричный семиосевой фасад дома № 26 в средней части отмечен поэтажными четырехпилястровыми портиками. Капители пилястр выполнены из тесаного кирпича. Венчает стену гладкий фриз и двухступенчатый карниз. Выделенные кладкой перемычки окон первоначально имели пологую лучковую форму и были украшены клинчатыми замковыми камнями (сохранился фрагмент замка у нижнего среднего ложного окна).

№ 25. Дом жилой Городовых (?), кон. 19 – нач. 20 в. Характерный пример рядового купеческого дома периода эклектики со сложной строительной историей. Расположен в композиционно важном месте, на юго-западном углу площади, и является важной частью ее периметральной застройки. Северным фасадом выходит на красную линию. К первоначальному двухэтажному каменно-деревянному дому в нач. 20 в. с востока пристроена одноэтажная кирпичная лавка, в сер. 20 в. надстроенная вторым кирпичным этажом. Бревенчатые стены второго этажа были срублены с остатком и обшиты тесом (сохранялись по крайней мере до кон. 1970-х гг.), а в кон. 20 в. – выложены из силикатного кирпича и покрыты гладкой штукатуркой, процарапанной под руст. Тогда же первый этаж оштукатурили «под шубу». Частично изменена внутренняя планировка, утрачены сохранявшиеся в кон. 1970-х гг. элементы убранства интерьеров: тянутые карнизы, филенчатые двери, во втором этаже – большая облицованная белым кафелем печь с изображением амура.
Большой двухэтажный прямоугольный под вальмовой крышей дом вытянут с востока на запад. Стены первого этажа завершены ступенчатым карнизом с полосой поребрика (скрыт под штукатуркой); такой же рисунок карниза повторен в верхнем этаже. Широкие поэтажные лопатки закрепляют углы и делят протяженный главный фасад на три части: узкую среднюю, смещенную влево, с дверным проемом (в этом месте располагался проезд во двор); левую – с тремя окнами лавки (среднее прежде было входом, а под окнами имелись горизонтальные филенки); правую, вдвое более протяженную, основную – в середине ее помещена дверь, а по сторонам – три и два почти вплотную сдвинутых окна магазина. Проемы левой части отмечены двойными бровками, а правой – украшены наличниками с тонкими боковыми колонками, подоконными полками и лучковыми садриками, соединенными в одну волнистую линию.
Основной вход расположен в середине правой стороны фасада. Первоначальный объем в первом этаже поделен на четыре помещения, а во втором – разделен коридором, куда поднимается лестница и в который выходят двери в две группы комнат. Дом и лавку разделяет крытый проход во двор. Перекрытия почти везде плоские, за исключением двух комнат в первом этаже и подвала под ними: они перекрыты сводиками по балкам.

№ 27. Дом жилой, кон. 19 – нач. 20 в. Сравнительно большой купеческий дом со скромным эклектическим декором. Поставлен на угловом участке, вдоль нижней западной стороны площади и замыкает ее перспективу. Благодаря своему расположению дом виден на многих фотографиях нач. 20 в. Кирпичные стены первого этажа побелены; рубленные с остатком стены второго обшиты тесом. Утрачена лестничная клетка, примыкавшая к южному торцу.
Прямоугольное двухэтажное с подвалом здание увенчано вальмовой крышей. Обращенный к площади восточный фасад в обоих этажах разделен лопатками на три части: узкую левую, в одну ось окон, и две более широких, в три оси каждая. В центре правой части расположен широкий входной проем (его лучковая перемычка заменена прямой) под двускатным козырьком; два окна по сторонам сохранили первоначальные узкие нишки, обрамляющие проемы, лучковые перемычки и подставы для ставень. Остальные нижние окна – прямоугольные, в рамочных штукатурных наличниках. Северный торец дома разделен лопатками на два одинаковых трехосевых прясла. Стены нижнего этажа завершены гладким фризом и полкой карниза (с белокаменными блоками на углах). Высокие верхние прямоугольные окна украшены скромными наличниками 1920-х – 30-х гг. в технике накладной глухой резьбы.

№ 28. Дом жилой с лавкой, 1-я пол. – сер. 19 в. Довольно крупный купеческий дом, в фасадном убранстве которого преобладают архаичные для того времени формы раннего классицизма. Расположен на западной стороне площади, на ответственном угловом участке при выезде в сторону Эдона и Стёпанцева. Кирпичные стены побелены по штукатурке. Некоторые оконные проемы заложены, другие растесаны. Крыша утрачена.
Двухэтажный прямоугольный объем вытянут с юга на север. Края восточного и южного уличных фасадов подчеркнуты широкими лопатками. Из кирпича выложены междуэтажный двухступенчатый карниз и широкий венчающий антаблемент с гладким заглубленным фризом и карнизом из одной крупной и нескольких мелких полок. В обоих этажах стены расчленены неглубокими вертикальными нишами, в каждой из которых помещено по одному окну. На восточном фасаде в нишах, под верхними окнами и над нижними, сохранились одинаковые лежачие филенки в ширину проемов. Южный торец дома почти симметричен: во втором этаже – пять равномерно расположенных узких прямоугольных окон; внизу в левой половине – три окна на тех же осях, на правом фланге – один проем на собственной оси. Обращенный к площади асимметричный восточный фасад разделен лопаткой на две части. Левая, в пять осей окон, скомпонована аналогично южному фасаду. Правая трехосевая часть в верхнем этаже имеет три более широкие ниши, соответственно, с более крупными окнами; в нижнем этаже гладкая стена по средней оси прорезана широким с лучковой перемычкой входом в лавку (сохранились двухстворчатые кованые двери), а по боковым осям – двумя узкими окнами.

№ 29–29а. Усадьба, 2-я пол. 19 – нач. 20 в. Включает жилой дом (№ 29) и лавку (№ 29а), поставленные с разрывом по красной линии выходящей с площади в западном направлении дороги. Оба здания вытянуты в глубь участка.

Дом жилой – характерный для Никологор большой купеческий дом, первоначально построенный в скромных формах классицизма и получивший в нач. 20 в. эклектичный штукатурный декор. Северным фасадом выходит на красную линию. Стены кирпичные, побелены по штукатурке. На главном фасаде внизу сделаны новые проемы.
Крупный двухэтажный прямоугольный объем имеет вальмовую крышу. Уличный фасад отмечен тонкими штукатурными междуэтажным и венчающим карнизами и поэтажными каннелированными пилястрами, расставленными по средней оси и на флангах. В верхнем этаже в каждой половине фасада – по три прямоугольных окна в рамочных штукатурных наличниках, дополненных прямыми профилированными сандриками. На западном боковом фасаде над верхними окнами сохранились клинчатые замковые камни.

Лавка нач. 20 в. – интересный пример хозяйственного здания в формах эклектики. Кирпичные стены побелены. Уличный торец сильно вытянутого прямоугольного объема отмечен лопатками на флангах и прорезан широким проемом двустворчатых ворот, а к востоку от них – небольшим окном. Лучковые перемычки проемов украшены повторяющими их изгиб бровками. Выразительность фасаду придают три массивных щипцовых килевидных фронтона, из которых средний, вдвое более широкий, увенчан коротким шпилем. На длинном восточном фасаде в середине и на флангах устроено по дверному проему.

Литература: Веселовский К. Освящение и открытие женского училища в погосте Никологорском Вязниковского уезда. Владимир, 1884. С. 1–28; Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описаниецерквей и приходов Владимирской епархии. Вып 5. Владимир, 1898. С. 328; Сборник статистических и справочных сведений по народному образованию во Владимирской губернии. Владимир, 1900. Вып. 2. С. 58–67; Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке / Сост. В.П. Машковцев. Владимир, 2003. С. 90–114; ГАВО. Ф. 556. Оп. 6. Д. 76; РГИА. Ф. 383. Оп. 1. Д. 8188; Ф. 515. Оп. 86. Д. 913, 1244.
Текст опубликован: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. Часть 2. М., 2009. С.277-295.
Copyright: Государственный институт искусствознания МК РФ; Шорбан Е.А. (текст), Рожков С.С. (фотографии), 2009. All rights reserved. Все права защищены.