Поиск по: хронологии, функциональной типологии, стилям

Главная  |  Области ->
Калужская область
Тульская область
Владимирская область
 |  Защиты диссертаций
 

Вязниковский район
Владимирская область, Вязниковский район
НИКОЛОГОРЫ
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И КОЛОКОЛЬНЯ, сер. 18 – 19 в.
Расположен в центре старой части поселения, на возвышенном участке, у поворота дороги на Вязники; занимает близкую к округлой в плане территорию между двумя сторонами ул. Советской (с севера и юга) и 1-й Садовой ул. (с востока). К западу по наклонному рельефу простирается вытянутая старинная торговая площадь. Деревянный Никольский храм известен на этом месте с 1628 г. В 1714 г. его заменили каменным, который в 1763 г. уступил место нынешнему (как и первоначальный, он имеет придел Параскевы Пятницы). Второй деревянный храм Рождества Христова, возведенный северо-восточнее первого между 1653 и 1656 гг., первоначально имел Никольский придел. В 1790 г. комплекс получил новые крупные сооружения – каменную церковь Рождества Христова и отдельно стоящую между двумя храмами колокольню. В 19 в. обе церкви неоднократно подвергались перестройкам: в 1814 г. был устроен второй придел св. Екатерины в Никольской; в 1839 г. в Рождественской соорудили новую трапезную, где в 1847 г. освятили Воздвиженский придел; в 1880–81 гг. ее расширили и возобновили придел Николая Чудотворца. Видимо, тогда же была обстроена угловыми пилонами нижняя часть колокольни и перестроена возведенная еще в 1814 г. церковная ограда с воротами. Все сооружения комплекса кирпичные. К нач. 21 в. сохранились колокольня, трапезная Никольской церкви, нижние объемы Христорождественской церкви; ограда в значительной степени разобрана.
Высотной доминантой комплекса служит колокольня, господствующая в общей панораме поселка. Она выдвинута на бровку холма и стоит близко к середине западной границы участка. К юго-востоку от колокольни расположена Никольская церковь. Главное в настоящее время сооружение комплекса – храм Рождества Христова – возвышается в центре территории, северо-восточнее колокольни; к нему сходятся дорожки от прежних четырех ворот ограды, из которых ныне уцелели двое – северо-восточные и южные ворота. К югу от Рождественской церкви стоит небольшая сторожка. Частично сохранившийся храмовый комплекс, незаурядный по архитектуре его сооружений, выполненных в формах, связанных с традициями 17 в. (колокольня и Никольская церковь) и в стилистике запоздалого барокко (церковь Рождества Христова). Сохраняет роль композиционного ядра исторической застройки Никологор и благодаря очень высокой шатровой колокольне доминирует в окружающем пейзаже.

Церковь Николая Чудотворца – характерный для провинциальной архитектуры сер. 18 в. храм, в убранстве которого традиционные формы зодчества 17 в. сочетаются с элементами нарышкинского стиля. Больше других построек комплекса пострадал от утрат: сохранилась только трапезная. Первоначально здание имело высоту, длину и ширину, соответственно, в 50, 65 и 26 аршин. Высокий двусветный кубический основной объем, сближенные окна которого располагались по трем осям, завершался двумя ярусами кокошников; пологую четырехскатную кровлю венчало пятиглавие (с необычными по форме двухъярусными главками). Удлиненная пониженная пятигранная апсида по ширине чуть уступала храму, а по высоте равнялась трапезной. Окна апсиды и южного фасада трапезной были обрамлены наличниками с полуколонками и крупными разорванными фронтонами (у окон четверика им соответствовали полуциркульные сандрики). В отличие от других частей здания, карниз апсиды вместо пилы оформляли крупный бегунец и поребрик. Согласно метрике 1887 г. своды основного объема опирались на два столпа. Алтарь, куда вели три проема, был разделен на две части, в левой из которых находилась кладовая. Необычно высокий семиярусный деревянный иконостас имел ордерный декор и лепестковую резьбу. Интерьеры храма и плоскости закомар на фасадах были расписаны во 2-й пол. 19 в.
Существующий вытянутый по продольной оси прямоугольный объем трапезной крыт на два ската с вальмой на западной стороне. Основу фасадного декора составляют широкие лопатки на углах и на боковых стенах, валик над цоколем и высокий венчающий карниз с поясом из трехрядной пилы, ограниченной валиками. В западной половине асимметричного южного фасада сохранились две лопатки. В средней части стены из-за двух пробитых для пожарной части ворот первоначальные проемы утрачены. На западном фланге фрагментарно сохранилось окно с треугольным рамочным навершием и боковыми колонками наличника; на восточном – заложенное окно с остатками нарядного обрамления: профилированный архивольт и колонки с капителями, соединенными профилированным карнизом. На западном фасаде, разделенном промежуточным карнизом в три уступа (он заворачивается на боковые фасады до первого окна), в центре сохранилось завершение прежнего входа: перспективный дугообразный архивольт-бровка со сходящимися к проему ресничками (ныне проем переделан в окно и дверь). Над архивольтом, непосредственно опираясь на него, помещается киот со сходным завершением, врезанным в венчающий карниз.
Новые стены почти полностью изменили планировку интерьера; сохранились четыре столба в центре объема и арки, перекинутые между ними и продольными стенами, а также поперечно ориентированные своды: лотковый – средний, между парами опор, и сомкнутый, с распалубками над проемами, – в западной части трапезной. В восточной стене хорошо видны закладки трех близко расположенных арочных проемов (средний крупный, боковые пониженные), которые вели в основное помещение храма. До недавнего времени сохранялись полы кон. 19 в. из кафельной плитки.
Характерная для владимирского провинциального зодчества 18 в. и следующая традициям предшествующего столетия колокольня замечательна своим необычно крупным масштабом и стройным, подчеркнуто вертикальным силуэтом. Над поздним (кон. 19 в.) приземистым четвериком-основанием (в нем размещалась кладовая) поднимается мощный восьмигранный столп с ярусом звона, увенчанный сильно вытянутым шатром с главкой (высота шатра составляет более половины высоты нижней части сооружения). Своеобразие шатру придает значительно более узкое относительно яруса звона основание, что существенно усиливает его стройность. В оформлении нижнего четверика использованы отдельные псевдоготические формы. Его грани завершены крупными полуциркульными фронтонами, а углы оформлены в виде круглых башен: над их кровлями в форме усеченных конусов поставлены малые глухие барабанчики с заостренными конусовидными кровлями.
Выразительные формы декора столпа колокольни восходят к мотивам зодчества 17 в.: плоские лопатки огибают углы, пояски из поребрика между двух валиков оформляют его в нижней трети и вверху, в основании яруса звона – простой ступенчатый карниз из выпусков кладки. Редкие маленькие арочные окна имеют наличники с полуколонками и разорванными треугольными фронтонами с упрощенным «фиалом» в середине. Трехцентровые арки звона завершены уступчатыми архивольтами с раскрепованными импостами; глухой парапет под проемами украшен перспективными ширинками. Ребра шатра подчеркнуты валиками, грани прорезаны тремя рядами слухов (верхний декоративный). У наличников слухов боковые полуколонки поддерживают перспективные очелья разной формы: килевидные в нижнем ряду, стрельчатые – в среднем, арочные – в верхнем. На западном фасаде четверика-основания два входа: расположенный в центре ведет во внутреннее восьмиугольное помещение, перекрытое сомкнутым сводом; проем слева служит входом на лестницу, размещенную в юго-восточной башенке (выше лестница проходит внутри столпа).

Церковь Рождества Христова выстроена в характерных для провинции выразительных формах сильно запаздывающего барокко, мотивы которого достаточно точно повторены в частях 19 в. Первоначальная композиция храма была традиционной: к основному двусветному четверику, несшему завершенный куполом восьмерик, с востока и запада примыкали более узкие и вдвое пониженные объемы пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. После перестроек и расширений 19 в. трапезная получила необычную самостоятельную композицию, сопоставимую по своей роли с главным объемом храма. В интерьере главный четырехъярусный (сосновый с липовой резьбой) иконостас 19 в. был целиком позолочен; одноярусный двухрядный иконостас Воздвиженского придела был белым с позолоченной резьбой, его украшали 12 «колонных столбов»; стены и своды были расписаны: в храме – в 1857 г., в трапезной – в 1885 г. К нач. 21 в. утрачены венчающие части здания: восьмерик основного объема с высоким куполом, завершенным граненым, вероятно световым барабанчиком (с гуськовой кровлей и маленькой луковичной главкой); главка над трапезной.
В композиции сохранившихся частей здания доминирует кубический двусветный четверик, к которому с востока примыкает апсида, а с запада – узкий переход, ведущий в трапезную. Почти квадратная в плане и значительно более широкая, чем основной объем, она в средней части имеет прорезающий крышу малый четверик, увенчанный высоким полусферическим куполом с четырьмя люкарнами. Цилиндрическая форма кровли притвора – поздняя.
Выразителен нарядный барочный декор фасадов основного объема. Его стены разделены посередине развитым карнизом, на северной и южной стенах в каждом ярусе расположены по три высоких окна (проемы нижнего света ныне заложены). На флангах поставлены поярусные парные пилястры с выпуском углов; такие же, но одинарные пилястры (также с выпуском углов) украшают грани апсиды. В завершении стен – профилированные и раскрепованные на пилястрах карнизы. Наличники арочных окон – двухслойные, крупные, типично барочные: с полукруглыми фартуками, ушами, серьгами и высоко поднятыми лучковыми сандриками сильного выноса. Аналогичное убранство, несколько упрощенное и огрубленное (особенно в профилях карнизов), имеет трапезная. На ее боковых фасадах, в пять проемов, средние части с дверью и двумя окнами по сторонам, выделены лопатками и завершены треугольными фронтонами.
В интерьере главный алтарь, соединенный с четвериком тремя проемами (заложены), перекрыт коробовыми сводом с тремя лотками над восточными гранями. Четыре крещатых столба в центре трапезной и перекинутые между ними и стенами арки делят ее на три нефа. В ячейках более узких боковых нефов выложены парусные своды; широкий средний неф имеет в центре купол на парусах и коробовые своды над крайними частями. Фрагментарно сохранилась штукатурная отделка стен.

Сторожка – небольшое сооружение в скромных формах эклектики. Прямоугольный в плане кирпичный объем под двускатной кровлей имеет деревянную пристройку у северного торца, где расположен вход. Углы закреплены широкими огибающими пилястрами, широкий венчающий карниз включает ряд сухариков. Окна с пологими лучковыми перемычками подчеркнуты дугообразными бровками.
Кирпичная ограда ныне существует в виде фрагментов, ее прясла, часто прорезанные щелевидными арочками, разделялись сдвоенными столбами, частично выступающими из плоскости стены.

Северо-восточные ворота – трехпролетная арка с широким и повышенным трехцентровым средним проемом; его фланкируют более массивные устои, оформленные на лицевых гранях вертикальными рядами прямоугольных нишек. В длинных боковых пилонах устроены арочные калитки. В завершении сохранился только простой кирпичный карниз, а треугольные фронтоны и главка над средним проемом утрачены.

Южные ворота представляют собой короткую массивную стенку с крупным арочным проемом, архивольт которого оформлен рустом. По сторонам проема поставлены пилястры, в западной устроена нишка-киот.

Материалы для истории Владимирской епархии. Владимир, 1894. Вып. 2, ч. 1. С. 38, 81; Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып 5. Владимир, 1898. С. 325–329; Плужников В.И. Барочные наличники Владимирской области // Архив наследия - 2000. М., 2001. С. 85–86; Путешествие в Гороховец. Губерния в старой открытке / Сост. В.П. Машковцев. Владимир, 2003. С. 99, 102–103, 108; ГАВО. Ф. 556. Оп. 3. Д. 159. Л. 1–25; Оп. 108. Д. 2041. Л. 1–6; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. Р–III. Д. 391, 392.
Текст опубликован: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Владимирская область. Часть 2. М., 2009. С.304-309.
Copyright: Государственный институт искусствознания МК РФ; Зеленцова Т.С. (текст), Рожков С.С. (фотографии), 2009. All rights reserved. Все права защищены.